Пояснительная записка Рукоделие – одно из древнейших ремесел в России, которое на протяжении веков было в почете у всех народов. В течение всей истории рукоделие постоянно изменялось, переживало то подъем, то падение. В настоящее время незаслуженно забытые ремесла вновь обретают ценность и превосходство над промышленными изделиями Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Привлечение детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством способствует развитию творческого мышления, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Также занятия способствуют развитию художественного вкуса, умения наблюдать, терпения, трудолюбия и усидчивости. В процессе занятий по программе обучающиеся знакомятся с декоративноприкладным искусством, с инструментами и материалами, необходимыми для создания изделий, правилами безопасности труда, закрепляют знания о формах и цвете, учатся экономно расходовать материалы при работе. Обучение детей не только восприятию красоты, но и приобщение к процессу создания своими руками красивых и полезных изделий имеет большую воспитательную ценность и нравственноэстетическое значение. При занятии ручным трудом развиваются и совершенствуются сенсомоторные навыки: зрительная и тактильная память, координация и мелкая моторика кисти и пальцев рук, что является главным стимулом развития центральной нервной системы и всех психических процессов, речи ребенка. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...» Нормативно-правовая база Дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» технической направленности ознакомительного уровня разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.12); Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14); Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 196 от 09.11.18); Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98); Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (№ 373 от 06.10.09); Устава МБУДО «Дом детского творчества»; Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБУДО «Дом детского творчества». Актуальность программы Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, изобретать и находить нестандартные решения поставленных задач. Программа «Калейдоскоп» направлена на развитие творческого мышления и творческого самовыражения обучающихся посредством создания изделий из ткани, фетра, лент, пряжи, и других материалов своими руками в разных техниках декоративноприкладного искусства. Это способствует развитию у них интереса к ручному труду, творчеству, познанию и искусству, что так востребовано в современном мире. Создавая изделие, которое можно использовать в быту или подарить близким, обучающиеся вкладывают в него свой труд и фантазию, поэтому оно становится для них особенно дорогим, и это повышает интерес к работе, мотивирует инициативность ребенка, его нацеленность на качественный результат. Также в ходе занятий обучающиеся принимают участие в коллективном творческом деле, что способствует развитию коммуникативных навыков. На основе полученных знаний и опыта художественной и трудовой деятельности у детей складывается ответственное отношение к собственной деятельности, труду и творчеству, что, в свою очередь, соответствует запросам современного общества в творческих личностях, способных мыслить критически. Отличительные особенности Первая отличительная особенность программы – наличие методологического подхода, который основывается на обеспечении условий для развития у обучающихся внутренней мотивации через создание ситуации успеха, сочетании разнообразных форм работы, разнообразия творческих заданий и поощрения самостоятельности при их выполнении. При этом важное значение приобретают следующие факторы: комфортная психологическая обстановка, межпредметность, овладение навыками социального поведения, сотворчества и сотрудничества при выполнении коллективных творческих заданий; развитие личностной культуры – готовность и способность к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности. Вторая отличительная особенность – комбинирование в рамках программы различных техник декоративно-прикладного творчества, что дает возможность обучюащимся познакомиться и попробовать свои силы в изготовлении аппликации, игрушки, вышивки, изонити и других изделий, более углубленно изучить наиболее понравившиеся техники, максимально реализовать себя в них. Третья особенность – разработка для обучающихся, имеющих особые успехи, индивидуальных образовательных траектории, программ с учётом возрастных и психологических особенностей конкретного ребенка, его интересов возможностей и потребностей, планированием индивидуальных этапов обучения и ожидаемых результатов. Цель: развитие творческого мышления ребенка через овладения основами различных техник декоративно-прикладного творчества. Задачи Обучающие: познакомить обучающихся с видами и техниками декоративноприкладного искусства при работе с тканью, фетром и другими материалами (аппликация, игрушка, вышивка, изонить и др.); сформировать навыки работы с разными видами тканей и другими материалами и инструментами; познакомить с различными видами швов и техникой их исполнения; формировать умения сочетать материалы (ткань, фетр, ленты и др.), цвета и фактуры; сформировать знания и умения работы с выкройками; сформировать навыки безопасного труда при занятии декоративноприкладным творчеством. Развивающие: развивать творческое мышление, мотивацию к познанию и творчеству, образное и пространственное мышление, инициативность; развивать навыки сотрудничества: умение работать в группе, согласовывать действия на всех этапах реализации коллективных проектов, уважительно относиться к труду и творчеству других; развивать эстетическое восприятие и вкус; развивать память, глазомер, внимание, наблюдательность. Воспитательные: воспитывать аккуратность при выполнении и оформлении изделий; воспитывать бережное отношения к инструментам, материалам и оборудованию; воспитывать трудолюбие и уважительное отношения к труду и его результатам; воспитывать самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Организационно-педагогические условия Срок реализации программы – 2 года Возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа – 7-11лет. Наполняемость группы: 1 год –15-20 человек, 2 год – 15-20 человек. Режим занятий Занятия проводятся : 1 год-2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут). 2 год-2 раза в неделю по 3 академических часа (45 минут) Общее количество часов: 1 год – 144 часа, 2 год – 216 часа. Форма обучения – очная. Формы организации образовательной деятельности Предусматривается групповая и индивидуальная формы организации. Возможно выделение дополнительных часов для работы с творчески одаренными детьми. Формы занятий 1) комбинированные занятия; 2) практические занятия; 3) занятие-фантазия; 4) мастер-класс. Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо: 1. Учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам; столы и стулья для обучающихся и педагога, магнитная доска, шкаф и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий и образцов изделий. Оформление кабинета соответствует профилю и специфике проводимых в нем занятий. 2. Материалы и инструменты: ткани разных видов, фактур и цветов, -фетр разных цветов, -нитки катушечные, -пряжа разных цветов, -ленты разных видов, ширины и цветов, - синтепон, - ножницы, - иглы, - игольницы, - клей ПВА, -клей-карандаш, -текстильный клей, -кисточки для клея, -картон, ватман, - карандаши, фломастеры, - пластилин, - линейки, -доска гладильная, утюг, -фигурные дыроколы, -бусины, пайетки, пуговицы, - клеёнки. 3. Дидактическое обеспечение курса: образцы и готовые изделия, - лекало изделий, - шаблоны, - выкройки, - журналы, книги, схемы, - инструкционно-технологические карты по темам занятий,памятка «Правила безопасности труда», - фотографии, альбомы. Планируемые результаты Предметные: - будут знать названия материалов, ручных инструментов и приспособлений, их назначение и уметь работать с ними; - будут знать и применять на практике основные понятия и термины цветоведения и материаловедения; будут уметь определять и выполнять разные виды ручных швов; -будут выполнять аксессуары, аппликации, игрушки из ткани, фетра и др.материалов; - будут уметь выполнять вышивку (крестом, гладью, хардангер, лентами и др.); -будут уметь выполнять изделия в разных техниках декоративноприкладного творчества (аппликация, игрушка, изонить, вышивка и др.),соблюдая технику безопасности труда. Метапредметные: - будут уметь определять, анализировать и ставить перед собой новые задачи, расширять познавательные интересы; - будут уметь планировать способы достижения, в т.ч. альтернативные, поставленных целей; -будут уметь организовывать совместную деятельность и сотрудничество. Личностные: -будут уметь критически и творчески мыслить; -будут уметь осуществлять самоконтроль, самооценку; -будут уважительно относиться к труду и его результатам; -будут уметь работать в группе, вносить свой вклад в общую работу; -будут уметь выслушивать другие мнения и выбирать оптимальный путь реализации поставленных задач, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение. Система оценки результатов освоения программы Программа предполагает различные формы фиксирования результативности обучения, отслеживание успешности освоения обучающимися содержания программы. Для отслеживания результативности освоения программы проводится следующие виды контроля: 1) входной, 2) текущий, 3) итоговый. Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Для обучающихся, зачисляемых в детское объединение, в первую неделю сентября проводится входная диагностика. Для обучающихся второго года обучения входной контроль проводится в форме контрольного занятия в сентябре с целью проверки прочности усвоенных за предыдущий год обучения предметных знаний, умений и навыков. Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в процессе занятий в следующих формах: педагогическое наблюдение, опрос и беседу с обучающимися по изученной теме, выполнение творческих работ, их анализ и выставки работ. Итоговый контроль проводится в конце учебного года (апрель – май). В итоговый контроль входит промежуточная и итоговая аттестация. Для обучающихся первого года обучения промежуточная аттестация проводится в форме контрольного занятия. Характеристика уровней: 5 уровень – очень высокий – освоение всех ключевых техник и применение их на практике, умение правильно подобрать цветовое сочетания, умение выполнять изделия, создание своих творческих работ; 4 уровень – высокий – освоение ключевых техник и применение их на практике, умение правильно подобрать цветовое сочетания, умение выполнять изделия; 3 уровень – средний - освоение ключевых техник и применение их на практике с ошибками, не всегда правильный выбор цветового сочетания, умение выполнять изделия по образцу с подсказками педагога; 2 уровень – низкий – частичное освоение ключевых технике и применение их на практике с ошибками, работает под руководством педагога; 1 уровень - очень низкий – освоение 1-2 техник. Работает только под руководством педагога Для обучающихся второго года обучения, по окончанию изучения полного курса программы, проводится итоговая аттестация в форме презентации выполненных работ. Анализ творческих работ Проводится анализ выполненных изделий по следующим критериям: • общеэмоциональная оценка; • оригинальность творческого проекта и всей композиции в целом; • художественная вариативность; • разработка и визуализация; • технологическое совершенство; • композиционная целостность; п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов 1 год обучения Введение в предмет 2 Цветоведение. 20 Материаловедение. Аппликация 12 Поделки из пряжи Техника ручных швов. 26 Плоские игрушки Аксессуары 20 Куклы 16 Изонить. тестопластика 14 Объемные игрушки 34 Вышивка ИТОГО: 144 Количество часов 2год обучения 3 21 18 30 30 30 27 42 15 216 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения № п/ п Разделы, темы 1 2 Введение в предмет Цветоведение. Материаловедение . Аппликация 3 4 Количество часов Форма контроля, Всего Теория Практика промежуточной аттестации 2 2 Беседа 20 3 17 Поделки из пряжи 12 2 10 26 5 21 5 Техника ручных швов. Плоские игрушки Аксессуары 20 3 17 6 Куклы 16 3 13 Тест, обобщающее занятие, выставка, анализ работ Беседа, анализ работ Опрос, анализ работ, тест анализ работ, выставка обобщающее занятие, анализ работ, опрос 7 8 Изонить. тестопластика Объемные игрушки 14 2 12 34 5 29 Итого: 144 25 119 Беседа, анализ работ Анализ работ, контрольное занятие, зачет УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II год обучения № п/ п Разделы, темы 1 2 Введение в предмет Цветоведение. Материаловедение . Аппликация 3 4 Количество часов Форма контроля, Всего Теория Практика промежуточной аттестации 3 3 Беседа 21 3 18 Поделки из пряжи 18 2 16 30 4 26 5 Техника ручных швов. Плоские игрушки Аксессуары 30 3 27 6 Куклы 30 3 27 7 Изонить. тестопластика Объемные игрушки 27 3 23 42 4 38 Вышивка 15 3 12 Итого: 216 28 190 8 9 Тест, обобщающее занятие, выставка, анализ работ Беседа, анализ работ Опрос, анализ работ, тест анализ работ, выставка обобщающее занятие, анализ работ, опрос Беседа, анализ работ Анализ работ, контрольное занятие, зачет Анализ работ, контрольное занятие, зачет СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание изучаемого курса I года обучения 1. Введение в предмет. (2ч.) Теория: Виды декоративно-прикладного творчества. План и задачи курса. Демонстрация образцов работ (игрушки, аппликации, аксессуары и украшения, вышивки, куклы и др.). Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила работы с инструментами. 2. Цветоведение. Материаловедение. Аппликация. (20 ч.) Теория: Знакомство с основными понятиями: «цветоведение», «ахроматические» и «хроматические» цвета, «цветовой круг» (основные и дополнительные цвета), спектр. Виды и свойства волокон и ткани. Историческая справка «Появление ткани». Различия между тканью и другими материалами, используемыми в работе (фетр, ленты). Различия между лицевой и изнаночной сторонами используемого материала. Способы обработки используемых материалов. Понятие «аппликация». Виды аппликаций: предметная, сюжетная, плоская, объемная, одноцветная, многоцветная. Материалы, применяемые для создания аппликаций. Историческая справка об аппликации. Технология выполнения аппликаций: определение вида аппликации, выбор фонаосновы, подготовка инструментов и материалов, подготовка деталей аппликации, сбор – склеивание аппликации, декорирование бусами, лентами, росписью и др. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и клеем. Правила работы с шаблонами. Практика: Работа с образцами ткани: определение цветов, материалов и их сочетаний (ахроматические и хроматические цвета, основные и дополнительные цвета). Подбор цветового решения для аппликации. Подготовка инструментов и материалов для работы. Работа с шаблонами для аппликации. Изготовление аппликаций (предметной, сюжетной, плоской, объемной, одноцветной, многоцветной) из ткани, лент, фетра, бумаги, картона и др. Аппликации: «Яблоко», «Павлин», «Улиточки», «Домик», «Платье», «Дерево», «Цветы» и др. 3. Поделки из пряжи. (12 ч.) Теория: Виды и свойства пряжи. Технология и особенности изготовления игрушек из помпонов: правила намотки пряжи на шаблон или специальное приспособление, способы скрепления: сшивание, склеивание. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для создания игрушек из помпонов. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и клеем. Правила работы с шаблонами. Практика: Закрепление правил намотки пряжи на шаблон или специальное приспособление, способов скрепления: сшивание, склеивание при выполнении игрушек из помпонов. Правила изготовления однотонных и многоцветных (двухцветный, четырёхцветный) помпонов. Подбор пряжи и изготовление поделок из пряжи и игрушек из помпонов. Оформление игрушек. Поделки: «Шапочки», «Осьминожки», «Ежик», «Зайчик», «Снежинка», «Чудики», «Одуванчики», «Зайчик» и др. 4. Техника ручных швов. Плоские игрушки. (26 ч.) Теория: Виды ручных швов и их применение. Техника выполнения швов: «вперед игла», «через край» и «потайной». Техника вдевания нити в иглу, завязывания узелка, закрепки нити. Историческая справка об игрушках. Виды игрушек. Инструменты и материалы, необходимые при пошиве игрушек. Отличительные особенности плоских игрушек. Технология изготовления плоских игрушек. Повторение правил техники безопасности при работе с иглами и ножницами. Правила работы с лекалами. Практика: Соблюдение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Определение длины рабочей нити. Вдевание нити в иглу. Закрепление нити в начале и конце шва. Применение швов «вперед игла», «через край» и «потайной» при пошиве изделий. Изготовление игольной подушечки «Божья коровка», «Цыпленок» и др. Выбор материалов для пошива игрушек. Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Раскрой деталей. Применение швов «вперед игла», «через край» и «потайной» при пошиве плоских игрушек: «Котик», «Пингвин», «Рыбка», «Слоник», и др. Оформление и декорирование изготовленных игрушек. 5. Аксессуары. (20 ч.) Теория: Виды аксессуаров в одежде: броши, браслеты, сумки, заколки и резинки для волос, банты и др. Краткая история появления аксессуаров. Инструменты и материалы, применяемые для создания аксессуаров. Технология изготовления и декорирования заколок, обручей, сумочек, браслетов, брошек и др.: выбор изделия, выбор материалов и цветового решения, подготовка фона-основы, изготовление и подготовка декоративных элементов, сбор и оформление изделия: скрепление деталей (сшивание, склеивание), декорирование бусинами, бисером, паетками, декоративными стежками и др. Практика: Соблюдение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Отработка технологии изготовления и декорирования заколок, обручей, сумочек, браслетов, брошек и др.: выбор изделия, выбор материалов и инструментов, цветового решения, подготовка фонаосновы, подготовка декоративных элементов, сбор и оформление изделия: скрепление деталей (сшивание, склеивание), декорирование бусинами, бисером, паетками, декоративными стежками и др. 6. Народные куклы. (16 ч.) Теория: Определение «кукла», «народная кукла», виды кукол. История народной куклы. Значение кукол в быту славян. Особенности изготовления и оформления народных кукол. Материалы, применяемые для изготовления кукол. Знакомство с инструкционно-технологическими картами. Практика: Соблюдение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Технология изготовления народных кукол. Подбор материалов, необходимых для изготовления куклы. Изготовление народных кукол: «Неразлучницы», «Крупеничка», «Пеленашка», «Берегиня» и др. Оформление готовой куклы. Знакомство с инструкционно-технологическими картами и применение их в работе. 7. Изонить. (14 ч.) Теория: История возникновения техники. Материалы и инструменты для работы. Особенности работы в технике «Изонить»: способы заполнения форм. Правила и варианты подготовки основы изделия: проколы или гвоздики. Правила работы со схемами. Практика: Соблюдение техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Технология изготовления изделий в технике «Изонить». Подбор материалов и инструментов, необходимых для работы. Выбор рисунка и подготовка основы для работы. Выполнение изделий в технике «Изонить»: «Солнышко», «Ангел», «Цыпленок», «Жуки», «Воздушный шар» и др. 8. Объемные игрушки. (34 ч.) Теория: Повторение технологии выполнения швов: «вперед игла», «через край» и «потайной». Особенности и технология изготовления объемных игрушек. Понятия «выкройка» и «лекало», способы переноса выкройки на ткань: обмеловка, стежками. Повторение правил техники безопасности при работе с иглами и ножницами. Правила работы с выкройками и лекалами. 12 Выполнение коллективного творческого дела. Правила работы в группах. Обсуждение и выбор изделия для коллективной работы. Подготовка эскизов изделий. Практика: Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам для выполнения игрушек. Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Экономичное распределение лекал на материале. Обмеловка лекал деталей игрушек. Раскрой деталей. Пошив объемных игрушек с использованием изученных швов («вперед игла», «через край» и «потайной»): «Мышка», «Капелька», «Цыпленок», «Желтопузик», «Пес Филл», «Поросенок», «Крош» и др.). Использование инструкционнотехнологических карт в работе. Выполнение коллективного творческого дела. Выбор оптимального эскиза. Выбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное составление плана и распределение обязанностей изготовления изделия. Выполнение изделий в группах и их презентация. Контрольное занятие / зачет. Содержание изучаемого курса II года обучения 1. Введение в предмет. (3ч.) Теория: Комплектование групп. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила работы с инструментами. План и задачи курса на год. Демонстрация образцов работ (игрушки, аппликации, аксессуары и украшения, вышивки, куклы и др.) 2. Техника ручных швов. Плоские игрушки. (30 ч.) Теория: Техника выполнения швов: «петельный», «назад игла». Повторение технологии выполнения швов «вперед игла», «через край» и «потайной». Инструменты и материалы, необходимые при пошиве игрушек. Повторение технологии пошива плоских игрушек. Повторение правил безопасности при работе с иглами и ножницами. Правила работы с лекалами. Практика: Соблюдение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Применение изученных швов «петельный», «назад игла» при изготовлении поделок (игольная подушечка «Шляпка», «Котенок», «Мышонок» и др.). Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Экономичное распределение лекал на материале. Обмеловка лекал деталей игрушек. Раскрой деталей. Применение изученных швов при пошиве плоских игрушек: «Мишка», «Зайка», «Кот», «Панда» и др. Подбор материалов и самостоятельное оформление готовых игрушек. 3. Цветоведение. Материаловедение. Аппликация. (21ч.) Теория: Основы цветоведения: повторение понятий цветового круга, основные и дополнительные цвета, спектр, ахроматические и хроматические цвета. Понятия: теплые и холодные цвета, контрастные цвета, свойства цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность). Изучение свойств нитей основы и утка. Повторение видов и свойств ткани, пряжи и фетра. Повторение видов аппликации (предметная, сюжетная, плоская, объемная, одноцветная, 13 многоцветная) и технологии их выполнения: определение вида аппликации, выбор фона-основы, подготовка инструментов и материалов, подготовка деталей аппликации, сбор – склеивание или сшивание аппликации, декорирование бусами, лентами, росписью и др. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами и клеем. Особенности пришивной аппликации. Правила работы с шаблонами и особенности создания своего эскиза для аппликации. Практика: Работа с образцами: определение цветов, нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Соблюдение правил безопасности при работе с иглой и ножницами. Выбор материалов для выполнения задания. Работа с шаблонами. Выполнение пришивной аппликации из ткани, лент, фетра, бумаги, картона и др.: «Букет», «Лягушонок», «Кот и Пес», «Город», «Балерина» и др. Создание своего эскиза и шаблонов для аппликации. Подбор материалов и декора. Выполнение аппликации по своему эскизу 4. Поделки из пряжи. (18ч.) Теория: Повторение видов и свойств пряжи. Технология и особенности изготовления игрушек из помпонов: правила намотки пряжи на шаблон или специальное приспособление, способы скрепления: сшивание, склеивание. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для создания игрушек из помпонов. Повторение правил техники безопасности при работе. Правила работы с шаблонами при намотке помпонов. Практика: Закрепление правил работы при намотке помпонов. Подбор пряжи и изготовление поделок из пряжи и игрушек из помпонов. Оформление игрушек («Ангел», «Звездочка», «Букет», «Ёлочка», «Клубника» и др.). 5. Объемные игрушки. (42ч.) Теория: История сувенира и его назначение. Значение цвета в декоративном решении сувенира. Применение игрушек в быту и интерьере. Разновидности интерьерных и полезных игрушек. Материалы и инструменты для работы. Технология изготовления объемных и полезных игрушек. Повторение техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Выполнение творческой работы: Особенности создания эскиза для игрушки. Прорисовка эскизов игрушки, выбор оптимального эскиза. Самостоятельное определение плана пошива игрушки по собственному эскизу. Практика: Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Подготовка инструментов и рабочего места к работе. Выбор и подготовка материалов, с учетом их декоративнохудожественных и конструктивных свойств. Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Экономичное распределение лекал на материале. Обмеловка лекал деталей. Раскрой деталей. Работа с готовыми шаблонами и подготовка собственных. Применение изученных швов при пошиве игрушек и сувениров. Подбор цветового решения для изготовления сувенира: «Крестик-нолик», «Брелочки», «Гирлянда», «Елочная игрушка», «Букетик» и др. Пошив полезных и объемных игрушек: «Игрушка-подушка», «Мешочек для телефона», «Прихватка», «Подставка под горячее», «Инопланетянин», «Редиска», «Лёва» и др. Самостоятельное оформление и декорирование готовых изделий. Использование инструкционно-технологических карт в работе. Выполнение творческой работы: Изготовление и подготовка лекал деталей игрушки по собственному эскизу. Выбор материалов для пошива игрушек. Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Экономичное распределение лекал на материале. Обмеловка лекал деталей игрушек. Раскрой деталей. Применение изученных швов при пошиве игрушки по собственному эскизу. Презентация своей игрушки. 6. Аксессуары. (30 ч.) Теория: Из истории аксессуара: брошь, браслет, заколка, бусы, сумочка и др. Виды, типы и особенности аксессуара: брошь, браслет, заколка, бусы, сумочка и др. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Выбор изделия, подготовка своего эскиза и выкройки. Повторение технологии декорирования аксессуаров: выбор материалов и цветового решения, подготовка фона-основы, изготовление и подготовка декоративных элементов, сбор и оформление изделия: скрепление деталей (сшивание, склеивание), декорирование бусинами, бисером, паетками, декоративными стежками и др. Повторение техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Практика: Соблюдение правил техники безопасности при работе. Создание своего эскиза и шаблонов. Подбор цветового решения и материалов для аксессуара. Выполнение аксессуара брошь, браслет, заколка, бусы, сумочка и др. из ткани лент и фетра по своему эскизу. Подбор и декорирование готового изделия. Подготовка изделия к выставке. 8. Тряпичные куклы. (30 ч.) Теория: Тряпичные куклы (куклы-герои, Вальфдорская кукла, куклы Тильды, куклы на руку, пальчиковые куклы). Историческая справка. Технология изготовления. Особенности изготовления и оформления. Материалы, применяемые для изготовления. 15 Выполнение коллективного творческого дела: правила работы в группах, обсуждение и выбор изделия для коллективной работы, подготовка эскизов изделий. Практика: Соблюдение правил техники безопасности при работе. Подбор материалов, необходимых для изготовления куклы. Изготовление Тряпичных кукол (кукла-герой, Вальфдорская кукла, кукла Тильда и др.). Оформление готовой куклы. Работа с инструкционно-технологическими картами. Выполнение коллективного творческого дела: выбор оптимального эскиза, подбор материалов и инструментов для работы, распределение обязанностей при изготовлении изделия. Выполнение изделий в группах и их презентация. Экзамен (тест на знание теоретических вопросов по изученному курсу, самостоятельное выполнение изделия: игрушка, «Изонить», кукла). Подготовка работы и участие в итоговой выставке. 9. Вышивка. (15 ч.) Теория: Историческая справка, классификация и виды вышивок (крестом, гладью, хардангер, лентами и др.). Знакомство с инструментами и материалами для вышивки. Знакомство с техниками ручной вышивки крестом: классическая (английская) – последовательное выполнение каждого отдельного крестика и датская – выполнение в ряду всех нижних стежков слева направо и после их закрытие верхними стежками в обратном направлении. Виды крестиков: простой, полукрест, двойной «болгарский» крест. Способы закрепления нити в начале, в середине и конце ряда. Практика: Классическая и датская техники вышивки крестом. Подготовка основы – канвы для вышивки: разметка канвы, закрепление в пяльцах. Закрепление нити в начале и конце работы. Освоение стежков простой, полукрест, двойной «болгарский» крест. Выполнение вышивки крестом: «Вишенки», «Бабочка», «Котенок», «Змейка», «Сова», «Сердечко», «Щенок», «Рыбка», «Букет» и др. Оформление вышивки. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ I год обучения № п/п Наименование разделов Формы занятий Методы обучения Комплекс средств обучения 1 Введение в предмет Беседа. Рассказ, инструктаж, сравнение, демонстрация готовых изделий 2 Цветоведение. Комбинированное Материаловедение. занятие. «День добрых Аппликация дел». Объяснение, просмотр презентации по теме занятия, показ иллюстраций, сравнение, определение, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра. 3 Поделки из пряжи Комбинированные занятия. Практические занятия. 4 Техника ручных швов. Плоские игрушки Комбинированное занятие. Практические занятия. Занятиефантазия. Объяснение, просмотр презентации по теме занятия, сравнение, определение Инструктаж, демонстрация техники работы, отработка изученных швов, рассказ, показ готовых игрушек, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра. 5 Аксессуары Комбинированные занятия. Практические занятия. Мастер-класс Рассказ, диалог, сравнение, просмотр презентации и мастер-классов по теме занятия, демонстрация приемов работы, игра 6 Куклы Беседа. Объяснение, Иллюстративный материал. Готовые изделия. Памятки «Техника безопасности». Презентация по теме занятия. Образцы материалов. Цветовой круг. Образцы игрушек. Иллюстративный материал. Образцы готовых аппликаций. Шаблоны. Презентация по теме занятия. Образцы пряжи и готовых изделий Наглядные образцы выполненных швов и иллюстрации, готовые игрушки. Памятка «Техника безопасности». Памятка иллюстрациями швов. Лекало игрушек. Образцы игрушек Презентация и мастер-классы по теме занятия. Образцы аксессуаров. Иллюстративный материал. Памятка «Техника безопасности». Презентация по Комбинированные занятия. Практические занятия. просмотр презентации по теме занятия, демонстрация готовых игрушек, сравнение, беседа 7 Изонить. Тестопластика Комбинированные занятия. Практические занятия Рассказ, показ иллюстраций готовых изделий, демонстрация приемов работы, беседа, игра. 8 Объемные игрушки. Комбинированные занятия. Практические занятия. Рассказ, показ готовых игрушек, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра теме занятия. Образцы готовых кукол. Лекало. Иллюстративный материал. Памятка «Техника безопасности». Инструкционнотехнологические карты Образцы готовых изделий. Шаблоны. Иллюстративны й материал. Инструкционнотехнологические карты Образцы готовых игрушек. Лекало. Иллюстративны й материал. Памятка «Техника безопасности». МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ II год обучения № п/п 1 2 Наименование разделов Введение в предмет Формы занятий Методы обучения Беседа. Рассказ, инструктаж, сравнение, демонстрация готовых изделий Цветоведение. Комбинированное Материаловедение. занятие. «День добрых Аппликация дел». Объяснение, просмотр презентации по теме занятия, показ иллюстраций, сравнение, определение, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра. Комплекс средств обучения Иллюстративный материал. Готовые изделия. Памятки «Техника безопасности». Презентация по теме занятия. Образцы материалов. Цветовой круг. Образцы игрушек. Иллюстративный материал. Образцы готовых аппликаций. Шаблоны. 3 Поделки из пряжи Комбинированные занятия. Практические занятия. Объяснение, просмотр презентации по теме занятия, сравнение, определение Инструктаж, демонстрация техники работы, отработка изученных швов, рассказ, показ готовых игрушек, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра. 4 Техника ручных швов. Плоские игрушки Комбинированное занятие. Практические занятия. Занятиефантазия. 5 Аксессуары Комбинированные занятия. Практические занятия. Мастер-класс Рассказ, диалог, сравнение, просмотр презентации и мастер-классов по теме занятия, демонстрация приемов работы, игра 6 Куклы Беседа. Комбинированные занятия. Практические занятия. Объяснение, просмотр презентации по теме занятия, демонстрация готовых игрушек, сравнение, беседа 7 Изонить. Тестопластика Комбинированные занятия. Практические занятия Рассказ, показ иллюстраций готовых изделий, демонстрация приемов работы, беседа, игра. Презентация по теме занятия. Образцы пряжи и готовых изделий Наглядные образцы выполненных швов и иллюстрации, готовые игрушки. Памятка «Техника безопасности». Памятка иллюстрациями швов. Лекало игрушек. Образцы игрушек Презентация и мастер-классы по теме занятия. Образцы аксессуаров. Иллюстративный материал. Памятка «Техника безопасности». Презентация по теме занятия. Образцы готовых кукол. Лекало. Иллюстративный материал. Памятка «Техника безопасности». Инструкционнотехнологические карты Образцы готовых изделий. Шаблоны. Иллюстративны й материал. Инструкционнотехнологические Объемные игрушки. 8 Комбинированные занятия. Практические занятия. Рассказ, показ готовых игрушек, демонстрация приемов работы, беседа, опрос, игра карты Образцы готовых игрушек. Лекало. Иллюстративны й материал. Памятка «Техника безопасности». План воспитательной работы объединения Калейдоскоп № п/п 1 2 3 4 Название мероприятия Сроки Место проведения Участие во всех праздниках Дома детского творчества Участие в конкурсах, выставках Изготовление подарков мамам и папам к празднику Конкурс поделок, посвященный ВОВ По плану ДДТ В течение года Февраль Март ДДТ Май Примечания ДДТ Энгельса62 Энгельса 62 ДДТ Энгельса62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Аппликация. – М.: Лада, 2008. — 200 с.: ил. – Домашняя мастерица. Тираж 5000экз. ISBN 978-5-94832-2735 [Текст] 2. Бикеева Е. Текстиль для кухни. Стильные и полезные аксессуары. – Ростов н / Д: Феникс, 2014. — 64 с.: ил. – Город мастеров. Тираж 3000экз. ISBN 978-5-222-26516-1 [Текст] 3. Галанова Т. В., Кобякова Н. К., Столярова А. М. Мягкие игрушки – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 80с.: ил. – (Сделай сам любимые игрушки). ISBN 978-5-462-00826-9 [Текст] 4. Гусакова М. А. Аппликация.– М.: Просвещение, 3-е изд., доп. и перераб. — 128 с.: ил. – Учебное пособие для педагогических училищ. Тираж 517000экз. [Текст] 5. Егорова Д. В., Ключникова И.В., Шантуаль А.Г. Вышивка. Полное пошаговое руководство для начинающих. – М.: Эксмо, 2013. — 208 с.: ил. – Новейшая энциклопедия. Тираж 3000экз. ISBN 978-5-699-88106-2 [Текст] 6. Зайцева И. Г. Мягкая игрушка – М.: Издательский Дом МСП, 2004. – 96с.: ил. Тираж 5000 экз. ISBN 5-7578-0226-Х [Текст] 7. Ивановская Т. Волшебная изонить. Английская техника вышивания для детей и взрослых.– М.: Рипол Классик, 2012. — 256 с.: ил. ISBN 978-5- 386-11185-4 [Текст] 8. Медведева В. Г. Урок по теме «Материаловедение: от волокна до ткани»./ Сайт Открытый урок. Первое сентября. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614183/ 9. Пермякова Е. Уголок рукодельницы. Аксессуары для творчества.– Ростов н / Д: Феникс, 2015. — 64 с.: ил. – Город мастеров. Тираж 3000экз. ISBN 978-5-222-24316-9 [Текст] 10. Путятина Е. Б. Шьем мягкие игрушки /– Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 140с. : ил. – (Рукодельница). Тираж 3000 экз. ISBN 978-5-22211264-9 [Текст] 11. Сафонова В. А. «Развитие фантазии и воображения в художественнотворческой деятельности детей. Основы цветоведения»./Сайт Открытый урок. Первое сентября. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579705/ 12. Смирнова Е. В. «Электронный учебник по технологии». 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusalka-7.ucoz.ru/. 13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969, с.220. 14. Тир Л. Вышиваем крестиком. Детская коллекция. Милые схемы для вышивки.– М.: Эксмо, 2014. — 64 с.: ил. – Стежок за стежком. Вышивка. Тираж 3000экз. ISBN 978-5-699-85591-9 [Текст] 14. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-192 с.: ил. – (Энциклопедия). 15. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.