Индивид Мастерс

1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Программа дополнительного образования детей "Золушка" имеет художественную направленность, разработана на основании многолетней практики.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать воспитанников. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию
мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
«Золушка» — так называется курс. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — развитие способностей, творческого потенциала каждого проживающего и его самореализации, создание комфортной среды общения. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно – конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение
работать в коллективе.
Направленность
дополнительной
образовательной
программы
–
художественная.
На занятиях объединения дети научатся изготовлению цветов из лент, ткани,
капрона, фольги и фоамирана, изучат различные приёмы цветоделия,
изготовление
шаблонов
цветов,
составление
композиции.
Кроме того, юные рукодельницы овладеют целым рядом трудовых
навыков и умений: изготовление шаблонов (вырезание ножницами), умение
пользоваться выжигателем, бульками, молдами, используя различные приемы
изготовления изделий из новых материалов по новым технологиям.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы, книги,
шаблоны, рисунки. Программой определен индивидуальный подход к детям.
Новизна
данной образовательной программы заключается в том, что
программа дает возможность не только изучить различные техники
декоративно-прикладного
искусства,
но
и
применить
их.

Актуальность программы заключается в том, что дети выполняют изделия,
которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты,
изготовить украшение для волос и платья своими руками.
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение. Дистанционные образовательные технологии,
реализуются
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей (электронная почта, Whats`App, Skype, Zoom)
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и
педагогических работников.
Сейчас на современном этапе развития системы образования возникает
потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС
для каждого образовательного учреждения. Данная программа
успешно
применяется для детей с эмоциональной неустойчивостью, низкой
работоспособностью, нарушениями поведения, а также для детей с ОВЗ и для
одаренных детей.
Цель
психологического
сопровождения:
создание
социальнопсихологических условий для развития личности обучающихся и их успешного
обучения.
При этом
решаются следующие задачи: систематически отслеживать
психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического
развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся
способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать
специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям,
имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении; обеспечивать
условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; развивать
коммуникативные качества личности обучающихся.
Формы обучения и режим занятий: режим занятий соответствует СанПин
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Программа
выполняет обучающую, развивающую и эстетическую функции.
Педагогическая целесообразность программы предполагает индивидуальную
работу с детьми, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и
личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы
и различных видов деятельности для детей возраста 7-18 лет в зависимости от
развития и способностей ребенка.
Программа знакомит детей с новыми современными материалами и
технологиями в изготовлении декоративных цветов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: ознакомление детей с технологией изготовления
декоративных цветов и мягких игрушек, желание самосовершенствоваться в
творческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
• обучить детей изготавливать декоративные цветы из ткани, лент, фольги и
капрона;

• познакомить с основными понятиями и терминами;
• научить пользоваться бульками, молдами, пресс-формами для изготовления и
оформления различных видов цветов;
Развивающие задачи:
• развить индивидуальные способности: самостоятельность трудолюбие,
способность к восприятию новых знаний.
Воспитательные задачи:
• воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание и
тщательность в работе, аккуратность, опрятность;
• воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью программы является вариативность - детям
дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и
технологий, что очень важно для ребенка 7 – 18 лет. Такой подход рассчитан на
большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении
широкого круга разнообразных знаний и навыков по шитью руками из
различных материалов.
Возраст детей
Программа рассчитана на детей 7-18 лет. Она предполагает индивидуальную
работу; учитывает возрастные и физиологические особенности детей и
личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы
и различных видов деятельности.
Сроки реализации программ
Программа рассчитана: 1 занятийе по 2 часа через неделю всего 20 занятий.
Прохождение программы индивидуальное, по выбору самого ребенка,
оптимальное количество детей на занятии 5 человек. Набор в группы свободный, он основан на желании детей заниматься изготовлением
декоративных цветов своими руками.
Формы и режим занятий 1 раз через неделю по 2 часа.
В процессе обучения используются следующие формы занятий: вводное
занятие, итоговое занятие, теоретическое занятие, практическое занятие,
выставка.
В основе методики обучения лежит три принципа: восприятие,
воспроизведение, творчество.
Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность,
системность, последовательность, преемственность, научность.
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения
материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные
приемы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой
метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает
интерес к занятиям.
Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся
методической литературы по данному направлению.
Практический выход реализации программы:
*участие в выставках, проводимых в объединении;
* участие в исследовательской деятельности по программе;

*выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого
объединения;
*выполнение общественно - полезной работы (изготовление подарков
ветеранам, изготовление работ для детей с ограниченными возможностями, работ
ко дню пожилого человека).
К концу обучения учащиеся имеют обобщенные представления:
*об основных материалах, инструментах, приспособлениях используемых в
цветоделии;
*об истории цветочного рукоделия, о декоративных цветах, как украшение;
*о дизайне цветочных изделий и основах композиции;
*о сочетаемости цветов в цветоделии;
*о составных частях проекта;
*о понятии дизайн.
К концу обучения обучающиеся знают:
*правила техники безопасности при работе с колюще-режущими
инструментами и материалами (иглами, шилом, ножницами, проволокой);
*правила техники безопасности при работе с электроприборами (выжигателем,
паяльником, пресс-формами, бульками)
*знать основные понятия и термины в изготовление декоративных цветов.
*элементарные основы рисования. Цветосочетание в композиции.
*основные технологии изготовления цветов из ткани, капрона, фольги,
фоамирана
*названия цветов и их характерные свойства.
*общие сведения об истории игрушки;
*понятие о композициях, виды отделки швейных изделий;
*технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
*технологию изготовления игрушек;
правила работы с технологическими картами.
*составные части дизайна.
К концу обучения обучающиеся умеют:
*пользоваться инструментами и материалами. Подготовить электробульки к
работе;
*четко сформулировать последовательность выполнения того или иного цветка,
а также выполнить его;
*изготовить цветы из лент, из ткани, из фоамирана, из фольги, из капрона;
*подбирать цветовую гамму изделий;
*изготовить и оформить мягкие игрушки.
Данная программа способствует формированию у учащихся следующих видов
универсальных учебных действий:
Личностные УУД
проявлять интерес к жизни живых объектов;
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между
деятельностью и её результатом;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных
ценностей;
уметь описывать свои чувства и ощущения от созерцания произведений народно-прикладного искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей.
Познавательные УУД
устанавливать правильную последовательность работы над игрушкой;
определять основные этапы работы над проектом;
развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических
свойств;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания-незнания),
находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
проводить анализ учебного материала, сравнения, уметь определять уровень
усвоения учебного материала.
Регулятивные УУД
принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;
контролировать и корректировать свою работу;
распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;
оценивать результат выполненного задания;
учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности;
осуществлять самоконтроль, совместно с педагогом и товарищами давать оценку своей деятельности;
работать по предложенному плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала.
Коммуникативные УУД
уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли;
слушать и принимать речь других, адекватно использовать речевые средства в
рамках сотрудничества;
формулировать монологическое высказывание для представления проекта;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№
п/п

Тема

Всего Теория Практика

1.Вводное занятие
1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

2. Плоские комбинированные игрушки.
2.1 Игольница "Шляпа".

2

2

2.2 Подушка "Сова".

2

2

2.3 Матрёшка.

2

2

2.4 Медвежокон.

2

2

2.5 Кукла-скрутка.

2

2

2.6 Кукла. Одежда для куклы.

2

2

3.1 Зайчик.

2

2

3.2 Котик.

2

3.3 Шапка.

2

3.4 Птица - Каркуша.

2

2

3.5 Львёнок.

2

2

3.6 Бегемот.

2

2

3.7 Игрушка-брелок "Кукуруза".

2

2

3.8 Игрушка-брелок "Кружка Железноводска".

2

2

3.9 Игрушка-брелок "Совенок".

2

2

4.0 Игрушка-брелок "Тучка с дождем".

2

2

4.1 Игрушка-брелок "Сердечко".

2

2

2

2

5.2 Награждение победителей, анализ работы
2
объединения.
Всего: 20

2

3. Объёмные игрушки из ниток, ткани и фетра

5. Выставки и подведение итогов.
5.1 Выставки.

Тема 1.1.Вводное занятие.
Формирование групп. Проведение инструктажа по правилам поведения на
улице, в кабинете. Инструктаж по техники безопасности при работе с
ножницами и иглой.
Тема 2.1. Игольница.
Теория
Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Закрепление правил раскроя
ткани. Подбор ткани.

Практика
Раскроить деталей из ткани. Собрать детали по кругу выполнить набивку.
Выполнить отделку работ.
Тема 2.2.Подушка "Сова".
Теория Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Зарисовывание их в
альбом.
Практика
Закрепить знания об особенностях изготовления плоских игрушек. Выполнить
подбор тканей. Раскроить детали туловища из ткани. Раскрой деталей одежды
из разноцветного ситца. Собрать детали туловища швом «петельный». Пришить
глаза из пуговиц, рот и нос вышить швом «назад иголка». Выполнить отделку в
соответствии с выбранным образом. Провести анализ работы в форме выставки
– ярмарки.
Тема 2.3. Матрёшка (мини-проект)
Теория
Знакомство с таким видом декоративно-прикладного искусство, как
изготовление матрёшек. Изучение особенностей русских национальных
костюмов, разных видов народных игрушек, анализ литературы. Подбор
материалов и инструментов для изготовления игрушек из картона и ткани.
Знакомство с приёмами изготовления игрушек, обтянутых тканью. Составление
обоснования для проекта.
Практика
Раскроить детали сарафана и кокошника из картона, из ситца – сделав прибавку
на шов; остальных деталей - из ситца. Склеить детали из ткани с деталями из
картона, соединить заготовку в конус швом «через край». Сшить детали одежды
швом «петельный». Выполнить отделку одежды и головного убора бисером,
лентами, мехом. Провести ярмарку-выставку как защиту проектов.
Тема 2.4. Медвежонок.
Теория
Продолжение знакомства с техникой лоскутной пластики. Изучение
особенностей изготовления полуобъёмных игрушек – имеющих небольшие
вставки. Просмотр литературы о животных, их формах, цветовом решении.
Составление эскизов игрушек. Подбор ткани: целесообразность применения
ситца, драпа, меха и пр.
Практика
Раскроить детали из ткани (драпа, меха). Сшить детали туловища швом
«петельный». Вшить вставку в лоб швом «петельный». Изготовить глаза из
кожи или из бусин, деталь хвоста - приёмом плетения шерстяных ниток.
Выполнить отделку игрушек.
Тема 2.5. Кукла-скрутка (мини-проект)
Теория
Знакомство с традиционной куклой-скруткой из двух квадратов ткани,
особенностями изготовления русской народной одежды. Изучения литературы,
составление обоснования. Зарисовка эскизов.
Практика

Раскроить детали туловища и головы из ситца. Выполнить куклу-скрутку из
квадратов и набивки. Раскроить детали одежды из разнообразных тканей.
Сшить их. Изготовить волосы из шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей
одежды. Провести защиту проектов в форме ярмарки.
Тема 2.6. Кукла. Одежда для куклы.
Теория
Продолжение знакомства с историей появления куклы. Приёмы изготовления
одежды. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища и головы из ситца. Раскроить детали одежды из
разных тканей. Сшить их, соединить детали между собой. Изготовить волосы из
шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей одежды. Провести анализ работы
в форме выставки.
Тема 3.1. Зайчик.
Теория
Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха.
Просмотр литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали туловища, лба, брюха, ушей, хвоста из драпа. Вшивание
деталей лба и брюха. Сшивание деталей лап, ушей между собой. Выполнить
глаза из бусин, пуговиц, а нос – из бусины. Провести анализ работы в форме
выставки.
Тема 3.2. Котик
Теория
Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из фетра.
Просмотр литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали туловища, лба, брюха, ушей, хвоста из фетра. Вшивание
деталей лба и брюха. Сшивание деталей лап, ушей между собой. Выполнить
глаза и нос из бусин, пуговиц. Провести анализ работы в форме выставки.
Тема 3.3. Шапка
Теория
Знакомство с особенностями изготовления шапки из ниток. Просмотр
литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали. Изготовление деталей. Сборка. Украшение.Провести анализ
работы в форме выставки.
3.4.Птица - Каркуша.
Теория
Закрепление знаний об особенностях изготовления объёмных игрушек из меха и
ткани. Просмотр образца. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища, клюва, крыльев, хвоста, тапок из драпа.
Изготовление деталей ног из шерстяных ниток путём скручивания витого
шнурка, сшивание их с деталями тапок. Пришить деталь клюва. Сшить все
детали. Выполнить отделку. Провести выставку работ в форме модуля.

Тема 3.5. Львёнок.
Теория
Знакомство с животным – львом, внешние особенности семейства кошачьих, их
повадки. Просмотр образцов игрушек. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из меха. Вшить детали брюха и
лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в
форме выставки.
Тема 3.6. Бегемот.
Теория
Знакомство с животным – бегемотом, внешние особенности семейства, их
повадки. Просмотр образцов игрушек сидящего и стоящего бегемота, выбор
образа. Зарисовка эскизов. Подбор соответствующих тканей.
Практика
Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из драпа. Вшить детали брюха и
лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в
форме выставки.
Тема 3.7. Игрушка-брелок "Кукуруза".
Теория
Знакомство с растением – кукурузой, внешние особенности . Просмотр
образцов, выбор образа. Зарисовка эскизов. Подбор соответствующих тканей.
Практика
Раскроить детали кукурузы из фетра. Собрать детали. Собрать всю игрушку.
Выполнить отделку. Провести анализ работы в форме выставки.
Тема 3.8. Игрушка-брелок "Кружка Железноводска".
Теория
Знакомство с эмблемой города-курорта Железноводска - питьевой кружкой, ее
внешние особенности, и отделка. Просмотр образцов. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть кружки. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 3.9. Игрушка-брелок "Совенок".
Теория
Знакомство с птицей – Совой, ее внешними особенностями. Просмотр
образцов. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть птицы. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 4.0. Игрушка-брелок "Тучка с дождем".

Знакомство с внешними особенностями тучек. Просмотр образцов. Зарисовка
эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть тучки. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив место
для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту или
шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести анализ
работы в форме выставки.
Тема 4.1. Игрушка-брелок "Сердечко".
Знакомство с внешними особенностями сердечек. Просмотр образцов.
Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть сердца. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 5.0. Мастер-классы детей.
Теория
Выбор и обоснование темы. Подбор и анализ литературы. Подбор необходимых
материалов и инструментов.
Практика
Изготовление самой работы. Защита в форме мастер-класса.
Тема 5.1. Экскурсии, выставки и подведение итогов.
В течение учебного года организация выставок, участие в конкурсах.
Тема 4.2. Награждение победителей, анализ работы объединения.
Итоговые занятия проводятся в игровой форме, в форме викторины, защиты
проектов и др.
Обучающиеся должны:
Знать:
средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция,
пропорции, материал, фактура, декор);
- основы обработки и конструирования из ткани ( лоскутное шитьё, шитьё
мягких игрушек);
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её
вариантами;
- приёмы обработки информации (при составлении проектов).
Уметь:
- учиться готовить рабочее место;
- самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке;
- выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы;
- подбирать материалы;
- выполнять проектные работы.
Научиться:

- создавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой
художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
- выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с задачей;
- понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать
его.

Учебно-тематический план
для детей с ОВЗ
№
п/п

Тема, название игрушки.

Всего Теория Практика

1.Вводное занятие
1.

Вводное занятие. Ознакомление с техникой
безопасности. Просмотр презентации по
изготовлению игрушек.

2

2

2.1. Матрёшка.

4

2

2

2.2. Подушка "Сова".

4

2

2

3.1. Игрушка-брелок "Тучка с дождем".

4

2

2

3.2. Игрушка-брелок "Сердечко".

4

2

2

2

2

20

12

2. Плоские комбинированные игрушки.

3. Объёмные игрушки из меха и ткани.

4. Подведение итогов.
4.1. Награждение победителей, анализ работы
объединения.
Итого:

Содержание программы для детей с ОВЗ
Тема 1.1. Вводное занятие.
Формирование групп. Проведение инструктажа по правилам поведения на
улице, в кабинете. Инструктаж по техники безопасности при работе с
ножницами и иглой. Просмотр презентации по изготовлению игрушек.
Тема 2.1. Матрёшка (мини-проект)
Теория
Знакомство с таким видом декоративно-прикладного искусство, как
изготовление матрёшек. Изучение особенностей русских национальных
костюмов, разных видов народных игрушек, анализ литературы. Подбор
материалов и инструментов для изготовления игрушек из картона и ткани.

8

Знакомство с приёмами изготовления игрушек, обтянутых тканью. Составление
обоснования для проекта.
Практика
Раскроить детали с и кокошника из картона, из ситца – сделав прибавку на шов;
остальных деталей - из ситца. Склеить детали из ткани с деталями из картона,
соединить заготовку в конус швом «через край». Сшить детали одежды швом
«петельный». Выполнить отделку одежды и головного убора бисером, лентами,
мехом. Провести ярмарку-выставку как защиту проектов.
Тема 2.2. Подушка "Сова".
Теория
Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Зарисовывание их в альбом.
Практика
Закрепить знания об особенностях изготовления плоских игрушек. Выполнить
подбор тканей. Раскроить детали туловища из ткани. Раскрой деталей из
разноцветной ткани. Собрать детали туловища швом «назад иголка» . Пришить
глаза из пуговиц, рот и нос. Выполнить отделку в соответствии с выбранным
образом. Провести анализ работы в форме выставки.
Тема 3.1. Игрушка-брелок "Тучка с дождем".
Теория
Знакомство с внешними особенностями тучек. Просмотр образцов. Зарисовка
эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть тучки. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив место
для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту или
шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести анализ
работы в форме выставки.
Тема 3.1. Игрушка-брелок "Сердечко".
Теория
Знакомство с внешними особенностями сердечек. Просмотр образцов.
Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть сердца. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 4.1. Подведение итогов.
Итоговые занятия проводятся в игровой форме, в форме викторины, игры.
Обучающиеся должны:
Знать:
средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция,
пропорции, материал, фактура, декор);
- основы обработки ( лоскутное шитьё, шитьё мягких игрушек);

- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её
вариантами.
Уметь:
- учиться готовить рабочее место;
- самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке;
- выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы;
- подбирать материалы.
Научиться:
- создавать мысленный образ изделия, воплощать этот образ в материале;
- выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
замысла;
- прогнозировать конечный практический результат.

Учебно-тематический план с одаренными детьми
№
п/п

Тема, название игрушки.

Всего Теория Практика

1.Вводное занятие
1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

2. Плоские комбинированные игрушки.
1 Игольница "Шляпа". Индивидуальный подход к
выполнению работы.

2

2

2

Подушка "Сова".Индивидуальный подход к
выполнению работы.

2

2

3 Матрёшка.Индивидуальный подход к
выполнению работы.Индивидуальный подход к
выполнению работы.

2

2

4 Медвежокон.Индивидуальный подход к
выполнению работы.

2

2

5 Кукла-скрутка.Индивидуальный подход к
выполнению работы.

2

2

6 Кукла. Одежда для куклы.Индивидуальный
подход к выполнению работы.

2

2

2

2

3.4 Птица - Каркуша. Индивидуальная работа.

2

2

3.5 Львёнок. Индивидуальная работа.

2

2

3. Объёмные игрушки из меха и ткани.
3.1 Зайчик. Индивидуальная работа.
3.2 Котик.Индивидуальная работа.
3.3 Шапка.Индивидуальная работа.

3.6 Бегемот. Индивидуальная работа.

2

2

3.7 Игрушка-брелок "Кукуруза".Индивидуальная
работа.

2

2

3.8 Игрушка-брелок "Кружка
Железноводска".Индивидуальная работа.

2

2

3.9 Игрушка-брелок "Совенок".Индивидуальная
работа.

2

2

4.0 Игрушка-брелок "Тучка с
дождем".Индивидуальная работа.

2

2

4.1 Игрушка-брелок "Сердечко". Индивидуальная
работа.

2

2

5.1 Мастер-классы обучающихся.

2

2

5.2 Награждение победителей, анализ работы
объединения.

2

2

5. Мастер-классы и подведение итогов.

Всего:

20

Содержание программы с одаренными детьми
Тема 1.1.Вводное занятие.
Формирование групп. Проведение инструктажа по правилам поведения на
улице, в кабинете. Инструктаж по техники безопасности при работе с
ножницами и иглой.
Тема 2.1. Игольница.
Теория
Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Закрепление правил раскроя
ткани. Подбор ткани.
Практика
Раскроить деталей из ткани. Собрать детали по кругу выполнить набивку.
Выполнить отделку работ.
Тема 2.2. Подушка "Сова".
Теория
Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Зарисовывание их в альбом.
Практика
Закрепить знания об особенностях изготовления плоских игрушек. Выполнить
подбор тканей. Раскроить детали туловища из ткани. Раскрой деталей одежды
из разноцветного ситца. Собрать детали туловища швом «петельный». Пришить
глаза из пуговиц, рот и нос вышить швом «назад иголка». Выполнить отделку в
соответствии с выбранным образом. Провести анализ работы в форме выставки
– ярмарки.
Тема 2.3. Матрёшка (мини-проект)
Теория

Знакомство с таким видом декоративно-прикладного искусство, как
изготовление матрёшек. Изучение особенностей русских национальных
костюмов, разных видов народных игрушек, анализ литературы. Подбор
материалов и инструментов для изготовления игрушек из картона и ткани.
Знакомство с приёмами изготовления игрушек, обтянутых тканью. Составление
обоснования для проекта.
Практика
Раскроить детали сарафана и кокошника из картона, из ситца – сделав прибавку
на шов; остальных деталей - из ситца. Склеить детали из ткани с деталями из
картона, соединить заготовку в конус швом «через край». Сшить детали одежды
швом «петельный». Выполнить отделку одежды и головного убора бисером,
лентами, мехом. Провести ярмарку-выставку как защиту проектов.
Тема 2.4. Медвежонок.
Теория
Продолжение знакомства с техникой лоскутной пластики. Изучение
особенностей изготовления полуобъёмных игрушек – имеющих небольшие
вставки. Просмотр литературы о животных, их формах, цветовом решении.
Составление эскизов игрушек. Подбор ткани: целесообразность применения
ситца, драпа, меха и пр.
Практика
Раскроить детали из ткани (драпа, меха). Сшить детали туловища швом
«петельный». Вшить вставку в лоб швом «петельный». Изготовить глаза из
кожи или из бусин, деталь хвоста - приёмом плетения шерстяных ниток.
Выполнить отделку игрушек.
Тема 2.5. Кукла-скрутка (мини-проект)
Теория
Знакомство с традиционной куклой-скруткой из двух квадратов ткани,
особенностями изготовления русской народной одежды. Изучения литературы,
составление обоснования. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища и головы из ситца. Выполнить куклу-скрутку из
квадратов и набивки. Раскроить детали одежды из разнообразных тканей.
Сшить их. Изготовить волосы из шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей
одежды. Провести защиту проектов в форме ярмарки.
Тема 2.6. Кукла. Одежда для куклы.
Теория
Продолжение знакомства с историей появления куклы. Приёмы изготовления
одежды. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища и головы из ситца. Раскроить детали одежды из
разных тканей. Сшить их, соединить детали между собой. Изготовить волосы из
шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей одежды. Провести анализ работы
в форме выставки.
Тема 3.1. Зайчик.
Теория

Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха.
Просмотр литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали туловища, лба, брюха, ушей, хвоста из драпа. Вшивание
деталей лба и брюха. Сшивание деталей лап, ушей между собой. Выполнить
глаза из бусин, пуговиц, а нос – из бусины. Провести анализ работы в форме
выставки.
Тема 3.2. Котик.
Теория
Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из фетра.
Просмотр литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали туловища, лба, брюха, ушей, хвоста из фетра. Вшивание
деталей лба и брюха. Сшивание деталей лап, ушей между собой. Выполнить
глаза и нос из бусин, пуговиц. Провести анализ работы в форме выставки.
Тема 3.3. Шапка
Теория
Знакомство с особенностями изготовления шапки из ниток. Просмотр
литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.
Практика
Раскроить детали. Изготовление деталей. Сборка. Украшение.Провести анализ
работы в форме выставки.
Тема 3.4. Птица - Каркуша.
Теория
Закрепление знаний об особенностях изготовления объёмных игрушек из меха и
ткани. Просмотр образца. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища, клюва, крыльев, хвоста, тапок из драпа.
Изготовление деталей ног из шерстяных ниток путём скручивания витого
шнурка, сшивание их с деталями тапок. Пришить деталь клюва. Сшить все
детали. Выполнить отделку. Провести выставку работ в форме модуля.
Тема 3.5. Львёнок.
Теория
Знакомство с животным – львом, внешние особенности семейства кошачьих, их
повадки. Просмотр образцов игрушек. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из меха. Вшить детали брюха и
лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в
форме выставки.
Тема 3.6. Бегемот.
Теория
Знакомство с животным – бегемотом, внешние особенности семейства, их
повадки. Просмотр образцов игрушек сидящего и стоящего бегемота, выбор
образа. Зарисовка эскизов. Подбор соответствующих тканей.
Практика

Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из драпа. Вшить детали брюха и
лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в
форме выставки.
Тема 3.7. Игрушка-брелок "Кукуруза".
Теория
Знакомство с растением – кукурузой, внешние особенности . Просмотр
образцов, выбор образа. Зарисовка эскизов. Подбор соответствующих тканей.
Практика
Раскроить детали кукурузы из фетра. Собрать детали. Собрать всю игрушку.
Выполнить отделку. Провести анализ работы в форме выставки.
Тема 3.8. Игрушка-брелок "Кружка Железноводска".
Теория
Знакомство с эмблемой города-курорта Железноводска - питьевой кружкой, ее
внешние особенности, и отделка. Просмотр образцов. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть кружки. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 3.9. Игрушка-брелок "Совенок".
Теория
Знакомство с птицей – Совой, ее внешними особенностями. Просмотр
образцов. Зарисовка эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть птицы. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 4.0. Игрушка-брелок "Тучка с дождем".
Теория
Знакомство с внешними особенностями тучек. Просмотр образцов. Зарисовка
эскизов.
Практика
Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть тучки. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив место
для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту или
шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести анализ
работы в форме выставки.
Тема 4.1. Игрушка-брелок "Сердечко".
Теория
Знакомство с внешними особенностями сердечек. Просмотр образцов.
Зарисовка эскизов.
Практика

Раскроить детали из фетра. Расшить бусами,биссером либо другой тканью
переднюю часть сердца. Прошить обметочным швом часть брелка, оставив
место для набивки синтепоном. Вставить в отверстие и закрепить клеем ленту
или шнурок для крепления брелка. Завершить обметочным швом. Провести
анализ работы в форме выставки.
Тема 5.1. Мастер-классы детей.
Теория
Выбор и обоснование темы. Подбор и анализ литературы. Подбор необходимых
материалов и инструментов.
Практика
Изготовление самой работы. Защита в форме мастер-класса.
Тема 5.2. Награждение победителей, анализ работы объединения.
Итоговые занятия проводятся в игровой форме, в форме викторины, защиты
проектов и др.
Обучающиеся должны:
Знать:
средства выразительности (формат, форма, цвет, ритм, композиция,
пропорции, материал, фактура, декор);
- основы обработки и конструирования из ткани ( лоскутное шитьё, шитьё
мягких игрушек);
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её
вариантами;
- приёмы обработки информации (при составлении проектов).
Уметь:
- учиться готовить рабочее место;
- самостоятельно определять количество деталей в изготавливаемой игрушке;
- выполнять экономную разметку деталей по выкройкам с опорой на образцы;
- подбирать материалы;
- выполнять проектные работы.
Научиться:
- создавать мысленный образ изделия с целью передачи определённой
художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
- выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с задачей;
- понимать особенности проектной деятельности: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в готовом изделии, демонстрировать
его.

Методическое обеспечение программы
Методы реализации программы.
Наглядный метод.Это показ образца цветка, игрушки, демонстрация техники
выполнения различных видов цветов, всевозможные схемы, иллюстрации с
изображением цветов. Этот метод помогает привлечь внимание детей к изготов-

лению цветка, заинтересовать их перспективой дальнейшей работы над ним.
Словесный метод.Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения и применения к различным видам цветов. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат
Метод исследовательской работы.Это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение,
выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными
творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление.
Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.
Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов цветка и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический
метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике
и технологии выполнения различных видов цветов, закрепляет знания и умения,
вырабатывает у ребенка устойчивые навыки. Для эффективной деятельности по
программе необходимы следующие материалы и инструменты:
·хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
·нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
·иглы разной величины;
·ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
·картон, калька, копировальная бумага;
·линейка, карандаш, фломастеры, клей;
·вата, синтепон, проволока;
·бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
Метод проектной деятельности.Обучаясь по программе «Декоративные
цветы» каждый ребенок выполняет проекты по каждому большому разделу
программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа,
соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует
развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления,
познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний,
умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу
проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний,
умений и навыков, приобретённых на занятиях по изготовлению декоративных
цве тов.
Метод контроля.Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать
стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности
детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный
контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на
начальном этапе обучения
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся
по образовательной программе и участию в выставках.

Условия реализации программы
Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиенический требованиями и эргономическим подходом.
Помещение для занятий декоративными цветами должно иметь хорошее,
качественное освещение (желательно лампы дневного света).
Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола.
Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным
особенностям детей.

Формы реализации программы:
• Беседы по темам программы. • Убеждения. • Индивидуальные занятия. •
Коллективные занятия.
• Игры. • Викторины. • Тесты. • Тесты - опросы. • Решение кроссвордов. • Решение ребусов (по темам программы)
• Исследовательские задания. • Выставки.
• Проблемные задания. • Заполнение различных карточек - заданий. • Конкурсы
на закрепление полученных знаний. • Мастер-классы
• Написание сообщений. • Выступление перед аудиторией. • Выполнение
практических упражнений. • Выполнение образцов и авторских работ. •
Оформление выставок.
• Оформление работ. • Экскурсии
.

Литература
Рекомендуемая литература для педагогов:
1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст ] / Н.В. Дворниченко. – Мин.:
Полымя, 1987.- 80 с.
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама [Текст с иллюстрациями] / Н.В.
Ерзенкова. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.- 478с.
3.Козникина , Е.А. Цветы из ткани [Текст, иллюстрации, выкройки] / Е.А.
Козникина. –М.: Леггромбытиздат , 1990.- 184 с.
4.Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных
материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208 с.
5.Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е.
Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
6.Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство
АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.
7.Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы [Текст] / Е.П
Сухорукова, Л.Г Чечулинская.– М.: Культура и традиции, 1994.-144 с.
8.Чибрикова, О. Прикольные подарки к любому празднику [Текст] / О.
Чибрикова.- М.: ЭКСМО, 2006.- 64 с.
Рекомендуемая литература для детей:

1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст] / Н.В. Дворниченко. – Мин.:
Полымя, 1987.- 80 с.
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама [Текст с иллюстрациями] / Н.В.
Ерзенкова. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.- 478 с.
3.Козникина , Е.А. Цветы из ткани [Текст, иллюстрации, выкройки] / Е.А.
Козникина. –М.: Леггромбытиздат , 1990.- 184 с.
4.Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных
материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с.
5.Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е.
Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
6.Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство
АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.

Приложение 1

Критерии оценки
уровня знаний, умений и навыков объединения
«Мастерская идей».
Работа с тканью, выкройками.
- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;
- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;
- выполняет работу четко и быстро.
Работа с инструментами.
- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими
инструментами, электроприборами;
- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими
четко и правильно;
- умеет пользоваться схемами при обработке деталей.
Качество выполнения технологических операций.
- правильно подбирает цветовую гамму изделий;
- правильно и качественно изготавливает различные виды изделий;
- соблюдает последовательность технологических операций.
Качество сборки и оформления изделий.
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия;
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке детали;
- оценка качества выполненной работы в целом.
Творчество, фантазия, креативность.
- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения,
улучающие их внешний вид;
- самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию.
Знание последовательности технологического процесса.
- знает название специальных инструментов;
- знает название и последовательность технологических операций;
- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.
Организация рабочего места.
- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок
по окончании работы.

Оценка критериев:
0 баллов – критерий не выполняется;
1 балл – критерий выполняется плохо;
2 балла - критерий выполняется хорошо;
3 балла - критерий выполняется отлично.
Низкий уровень знаний, умений и навыков: 0 – 20 баллов.
Средний уровень знаний, умений и навыков: 21 – 35 балл.
Высокий уровень знаний, умений и навыков: 36 – 50 баллов.
Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО «ДДТ»
_______Синьковская Л.Г.

Календарно-тематический план
на 2022-2023 учебный год
объединения «Мастерская идей!», руководитель Глазунова Т.В.
индивидуальная группа, первый год обучения
(20 занятий по 2 часа - 40 часов)

№

Дата

Время

Форма

Место

Тема

Кол-во

Форма

проведения

занятия

проведения

часов

контроля

Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес

ДДТ

Вводное занятие.
Техника
безопасности.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Игольница
"Шляпа".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Подушка "Сова".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Матрёшка.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Медвежокон.

2

Опрос.
Творчес

(Среда)

1.

13.50-15.30
21.09.

2.

5.10.

13.50-15.30

3.

19.10.

13.50-15.30

4.

2.11.

13.50-15.30

5.

16.10.

13.50-15.30

6.

30.11.

13.50-15.30

7.

7.12.

13.50-15.30

8.

21.12.

13.50-15.30

9.

11.01.23

13.50-15.30

10.

25.01.23

13.50-15.30

11.

8.02.23

13.50-15.30

12.

22.02.23

13.50-15.30

13.

1.03.23

13.50-15.30

14.

15.03.23

13.50-15.30

15.

29.03.23

13.50-15.30

16.

5.04.23

13.50-15.30

кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа

кая работа
ДДТ

Кукла-скрутка.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Кукла. Одежда
для куклы.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Зайчик.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Котик.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Шапка.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Птица - Каркуша.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Львёнок.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Бегемот.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Игрушка-брелок
"Кукуруза".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Игрушка-брелок
"Кружка
Железноводска".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Игрушка-брелок
"Совенок".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

17.

19.04.23

13.50-15.30

18.

3.05.23

13.50-15.30

19.

17.05.23

13.50-15.30

20.

31.05.23

13.50-15.30

Всего: 20 занятий

Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа

ДДТ

Игрушка-брелок
"Тучка с
дождем".

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Игрушка-брелок
"Сердечко"

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Выставки.

2

Опрос.
Творчес
кая работа

ДДТ

Награждение
победителей,
анализ работы
объединения.

2

Опрос.
Творчес
кая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».