программа медиа для экспертизы (1)

Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

стр. 2

1.1 Пояснительная записка

стр. 2

1.2 Цель и задачи программы

стр. 5

1.3Содержание программы.

стр. 8

Учебно-тематический план для учащихся 12-14 лет

стр. 8

Учебно-тематический план для учащихся 15-17 лет

стр. 9

1.4 Планируемые результаты
Раздел № 2. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы «Медиа»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Форма аттестации

стр. 11
стр. 12
стр. 12
стр. 13
стр. 14

Раздел № 3. Социально-психологическое сопровождение
образовательной программы

стр.15

Раздел № 4. Список литературы

стр. 16

Раздел № 5. Интернет – ресурсы по медиажурналистике

стр.17

Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

стр.18
стр.23
стр.25

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Медиа» разработана на
основе программы педагога дополнительного образования МБУДО ЦДОД
Ленинского района г. Ставрополя Курковой Н.Г. «Мобильный журналист» с
учетом требований следующих нормативных документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020г. № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности».
 Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации
образовательных
программ».
 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
 Устав МБУ ДО – Центра дополнительного образования детей Ленинского
района города Ставрополя.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Медиа» имеет
социально-гуманитарную направленность. По уровню освоения – стартовая.

Актуальность
Средства массовой информации называют четвертой властью, чем
подчеркивается их особая роль в жизни современного общества. Сегодня
мы живем в многогранном информационном поле, где сами являемся
потребителями и носителями различной информации. Процесс приема и
переработки полученной информации не менее важен, чем передача
информации. Немалая роль в этих процессах отводится журналистике.
Поэтому общественная задача журналиста и заключается в исключительной
возможности предоставлять людям объективную картину происходящих
вокруг нас событий. Кроме того, профессия журналист – является одной из
самых востребованных в современном мире не только из-за ее влияния на
массовое сознание, но и в связи с широким развитием информационного
рынка. В последние годы стремительно увеличивается количество печатных
и электронных СМИ, идет активное наступление Интернет вещания. Все это
требует не только своей аудитории, но и своих журналистов.
Особое место в системе СМИ занимает телерадиожурналистика.
Телевидение было и остаётся важнейшими средствами передачи
информации. Его главными отличительными свойствами является активное
воздействие на аудиторию одновременно слуховыми и зрительными
образами, возможностью погружать слушателей и зрителей в мир
происходящих событий, т.н. невербальными и вербальными средствами.
Новизна
Особенностью данной программы является её многоступенчатая
структура обучения медиаграмотности. Она предполагает обучение азам с
начальной школы, а завершается уже в старшем звене, учитывая уровень
сложности подачи материала. Такое последовательное обучение, по мнению
автора,
способствует
формированию
у
обучающихся
умения
самостоятельного поиска тем, информационных поводов, написания и
наговора текста, развитию коммуникативных и познавательных
способностей. Программа призвана научить находить необычное в обычном.
Педагогическая целесообразность
Данная общеразвивающая программа способна помочь процессу
социализации обучающихся, направляя его в нужное русло. В результате
интересной, активной деятельности, личного творчества у них
формируются не только начальные журналистские навыки, но и
вырабатывается коммуникабельность, умение формулировать и отстаивать
свое личное мнение. Занятия по данной программе также способствуют
более углубленному изучению разных медиа и предоставляют обучающимся
хорошие возможности для выбора дальнейшей профессии.
Региональный компонент
Медиа - это современное эффективное средство воспитания
мыслящего человека, любящего свой город, край, Родину. Мы живем в
многонациональном регионе. Создавая сюжеты, посты, тексты подростки
изучают особенности истории, культуры, традиций народов, которые живут в

нашем городе и крае. Созданные медиапродукты показываются на
локальном телевидении и размещаются в эфире местных телекомпаний, что
позволяет ребятам почувствовать себя настоящими журналистами и
повысить их самооценку. Такая практика показала правильность выбранного
подхода работы с детьми.
Программа рассчитана на один год обучения для детей 12-17 лет.
Группы комплектуются из обучающихся как одного, так и разного возраста,
что позволяет создать в коллективе атмосферу взаимопонимания, поддержки
и взаимовыручки. Для учащихся 12-14 лет программа предполагает 144 ч. в
год (занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа). Для учащихся 15-17 лет 216 часов в год (2 раза в неделю по 3 часа или же 3 раза в неделю по 2 часа).
Программа рассчитана таким образом, чтобы за отведенное время можно
было освоить основной теоретический и практический материал по
тележурналистике. Продолжительность одного академического часа – 40-45
мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Обучение в группах предусматривает работу в группах до 15 человек.
Формы обучения.
Формы проведения занятий: групповая очная, групповая заочная с
применением методов дистанционного обучения.
На занятиях применяются:
 индивидуальный показ;
 метод проектов;
 «мозговой штурм»;
 самостоятельная работа.
Занятия, в основном, практические, но вначале их - краткая
теоретическая часть в форме беседы, с обязательным включением
обучающихся в разговор.
Обучение носит теоретический, познавательный и практический
характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным
психологическим особенностям каждого обучающегося.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят по группам в традиционной форме. Состав
обучающихся – постоянный. Набор детей - свободный, без предъявления
особых требований к знаниям и умениям детей в области медиа.
ЦЕЛЬ программы: создание условий для формирования и развития у
учащихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и
журналистики; умения самостоятельно приобретать и применять
знания; творческого мышления, познавательной активности; способности к
словотворчеству,
индивидуальных
особенностей
языкового
стиля; коммуникативных навыков.

Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с основными терминами журналистики,
- рассказать о способах поиска информации и научить начальным навыкам
сбора информации,
- обучить первичным навыкам, обработки и написания информации
различной направленности,
- обучить первоначальным навыкам работы с камерой, работы в кадре, в
«прямом эфире», в качестве ведущих, а также познакомить с монтажными
программами, используемыми при создании видеоконтента,
- обучение практическим навыкам
использования информационнокомпьютерных технологий в работе журналиста,
- формировать у обучающихся умения презентовать свои достижения.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к собеседнику, его точки зрения.
- Формирование у учащихся толерантного сознания.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся,
- развитие интереса к изучению журналистики.
Программа предусматривает различные формы занятий: обучающие
семинары; мастер-классы; проведение викторин и ролевых тематических
игр, выполнение творческих заданий; экскурсии в редакции местных СМИ,
встречи с практикующими журналистами.
Программа активно использует межпредметные связи. Журналист
должен хорошо разбираться в истории, географии, обществознании,
культуре, этике и эстетике. Это повышает интерес школьников к различным
урокам и дает возможность ребенку повышать свой уровень образованности,
понимать взаимосвязь событий и явлений, их влияние на жизнь человека.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего
периода обучения является подготовленный видеоконтент (ролики, сюжеты
и ТВ-программы), которые участвуют в различных конкурсах, могут быть
показаны на ТВ. Так как не все обучающиеся способны освоить материал
программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к
обучению на практических заданиях и оценке их исполнения (при этом
учитываются интересы, склонности, характер, темперамент, фотогеничность
и речь школьников). Например, при работе над программой сразу идет
разделение ролей, по типу редакторской планерки: определяются ведущие,
корреспонденты, выбираются темы, которые будут освещаться в программе.

Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
для учащихся 12-14 лет (144ч.)
Кол – во
№

Наименование темы

Всего

часов

часов

т/о

п/о

1. Знакомство с программой. Введение в медиа. Цели 2
и задачи. ТБ.

2

2. Виды медиа

6

2

4

3. Жанры в медиа.

4

2

2

4. Культура речи

14

4

10

5. Культура письма

18

4

14

6. Видеоконтент - этапы создания.

8

2

6

7. Освоение навыков видеосъёмки

18

4

14

8. Освоение навыков работы в монтажных
программах

20

4

16

9. Подготовка и участие в медиаконкурсах

52

12

40

Предпродакшн и постпродакшн.

10.

Итоговое занятие

2

Всего за год

144 часа

2
36

108

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для учащихся 15-17 лет

№

Наименование темы

Всего
часов

Кол –
во

Форма
аттестации

часов
т/о

п/о
Опрос

1. Знакомство с программой. Введение в 3
медиа. Цели и задачи. ТБ.

3

2. Виды медиа

9

3

6

3. Жанры в медиа.

6

3

3

Тестирование

4. Культура речи

21

6

15

викторина

5. Культура письма

21

6

14

тестирование

6. Видеоконтент – этапы создания.

6

3

3

Защита проекта

27

6

21

Защита проекта

8. Освоение навыков работы в монтажных 27
программах

6

21

Защита проекта

9. Подготовка
и
медиаконкурсах

21

66

Показ
видеоработ

Опрос

Предпродакшн и постпродакшн.
7. Освоение навыков видеосъёмки

участие

в 87

10 Итоговое занятие

3

11 Всего за год

216

3
57

159

Содержание программы
Тема 1. Введение в медиа. Введение в программу. Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 2. Виды медиа.
ТЕОРИЯ. Познакомить с разнообразием современных медиа.
ПРАКТИКА. Освоение навыков работы в современных медиа.
Тема 3. Жанры медиа.
ТЕОРИЯ. Познакомить с основными жанрами медиа, их особенностями и
задачами, научить правильно их использовать и отличать друг от друга.
ПРАКТИКА. Создание медиапродукта в заданном жанре.
Тема 4. Культура речи.
ТЕОРИЯ. Показать необходимость правильно и красиво говорить,
использовать в своей речи афоризмы, цитаты, фразеологические обороты.
Показать, как уроки литературы и русского языка помогают развитию речи
журналиста. Привить любовь к родному языку. Познакомить с основами
ораторского искусства.
ПРАКТИКА. Научить правильно говорить, отучать от использования слов паразитов, сленга.
Тема 5. Культура письма.
ТЕОРИЯ. Дать понятие текста, его написания и редактирования.
Познакомить с правилами написания текста, составлением плана.
ПРАКТИКА. Научить правильно оформлять тексты, грамотно писать,
составлять план текста.
Тема 6. Сюжет - этапы создания. Предпродакшн и постпродакшн.
ТЕОРИЯ. Научить находить темы для сюжетов, подбирать жанр, обучить
правилам написания, съёмки и монтажа сюжета.
ПРАКТИКА. Написание, съемка и монтаж сюжета. Его продвижение в
медиапространстве
Тема 7. Освоение навыков видеосъёмки
ТЕОРИЯ. Научить правилам видеосъёмки. Ракурс, планы, освещение.
Необходимая техника
ПРАКТИКА. Приобретение навыков правильной видеосъёмки.
Тема 8. Освоение навыков работы в монтажных программах
ТЕОРИЯ. Познакомить с монтажными программами.
ПРАКТИКА. Приобретение навыков работы в монтажных программах.
Тема 9. Подготовка и участие в медиаконкурсах
ТЕОРИЯ. Познакомить обучающихся о правилах подготовки и участия в
медиаконкурсах
ПРАКТИКА. Приобретение навыков оформления заявок, отправки
медиаработ на конкурс, презентации созданных медиапродуктов.
Итоговое занятие.
ТЕОРИЯ. Вспомнить пройденные темы.
ПРАКТИКА. Отсмотреть созданные творческие работы.

Планируемые результаты
По итогам года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- основные требования к профессии журналиста;
- знать классификацию медиа и уметь их использовать в учебном процессе и
в жизни;
Уметь:
1. Знать правила создания медиапродуктов;
2. Самостоятельно находить интересные темы для публикаций и сюжетов.
3. Проводить предпродакш и постпродакш своих медиапродуктов;
4.
5.
6.
7.
8.

Иметь навыки:
Определения наиболее значимой информации;
Работы с текстом для его адаптации к информации и сюжету.
Видеосъёмки
Работы в монтажных программах (Мовави, Абдоб премьер)
Уметь работать в команде, сотрудничать с другими участниками
производства медиапродуктов (роликов, сюжетов, публикаций и т.п.).

В процессе обучения по программе «Мобильный журналист»
обучающимися должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- приобретение первичного опыта работы в медиапространстве;
- умение находить и раскрывать темы в своих работах;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
-понимание
причин
успеха/неуспеха
своей
практической
медиадеятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
-использование продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие,
обмен опытом и информацией) со сверстниками при создании сюжетов на
занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
- приобретение опыта проведения презентаций своих достижений;
- участие в медиаконкурсах и проектах;
- умение создавать социальные проекты и участвовать в их реализации.
Предметные результаты изучения программы «Мобильный журналист»
отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и предполагают:
знакомство с журналистской профессией
как социальной,
информационной, творческой сферой человеческой деятельности, выявление
задач и функций электронных СМИ и их значение в современном мире;
определение социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

знакомство с организацией работы телестудии;
знакомство с основными терминами журналистики;
приобретение первичных навыков работы с информацией (обработка,
написание, начитка) в процессе создания сюжетов;
- приобретение первоначальных навыков работы с камерой, расширение
возможностей использования мультимедийного оборудования и гаджетов
при создании сюжетов;
- приобретение первоначальных навыков работы в монтажных программах и
соц сетях.

-

Ожидаемый результат:
Создание сюжетов, роликов, клипов, фильмов для показа их на
региональном и школьном телевидении, участия в конкурсах и фестивалях
для юных журналистов различных уровней.
Эффективность
процесса
обучения
отслеживается
в
системе
разнообразных срезов и форм аттестаций:
а) входного контроля (тесты, опрос);
б) промежуточной аттестации (создание сюжетов для ежегодного
кинопоказа);
в) итоговой аттестации (участие в фестивале, защита проектов).
Выпускник – это общественно-активная творческая личность,
способная активно реагировать на события общественной жизни, давать
им собственную оценку и уметь передать содержание события в
видеопродукции.

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной
программы
«Медиа»
Календарный учебный график (Приложение №1)
Календарно-тематический план и календарно – учебный график
составлены на основе учебно-тематического плана каждого года обучения и
в соответствии с расписанием групп.
Методические материалы (Приложение №2)
Организация процесса образования строится с использованием таких
педагогических
технологий
как
личностно-ориентированное
и
развивающее обучение с направленностью на развитие творческих качеств
личности,
игровая,
здоровьесберегающая,
индивидуального
и
дифференцированного обучения.
В реализации программы параллельно с обучением идет процесс
воспитания. Воспитательная работа планируется на основе Письма МО

России от 15 декабря 2002 г. № 30-51-914/16 «Минимальный объем
социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего
образования».
Содержание воспитания. Воспитательная идея программы направлена
на трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии,
стремление к профессионализму, конкурентоспособности. Большое
внимание уделяется воспитанию чувства личной ответственности за общее
дело; уважительного отношения к творческому труду сверстников,
профессиональных журналистов, других людей; оценки результатов своего
труда.
Социально значимая деятельность обучающихся, осуществляемая при
реализации программы способствует формированию организационной
культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских
умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и
навыков,
навыков
самоорганизации,
проектирования
собственной
деятельности.
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (различные упражнения с видеокамерой,
съемка стенд-ап); наглядный; словесный (как ведущий – инструктаж,
беседы, разъяснения, лекции); видеометод (просмотр, обучение) и другие.
в воспитании – (по Г. И. Щукиной) - методы организации деятельности
и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (конкурсы,
поощрения).
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятия (словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ
видеоматериалов, тренинг, беседа, объяснение и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности).
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательские методы обучения (овладение детьми методами
самостоятельной творческой работы).
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим,
практическим, диагностическим, контрольным и др.
Опыт практической деятельности по реализации программы позволил
накопить разнообразные формы нестандартных занятий. Широко
используются: деловая и ролевая игры, дебаты, диспуты, ток-шоу, защита
проектов, соревнования, конкурсы и многое другое.

Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы будут проводиться в форме:
 самостоятельных работ в различных жанрах журналистики;
 практикумов по изученной теме;
 творческих работ;
 тестирования;
 публикаций.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится после изучения
каждого модуля в форме:
 зачета;
 творческой работы;
 защита проектов.
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы будет проводиться в форме:
 защиты проекта;
 отчетного творческого вечера
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 аналитическая справка;
 видеозапись;
 готовая творческая работа.
Оценочные материалы (Приложение №3)
Для успешной реализации программы «Мобильный журналист» выработаны
следующие критерии оценки деятельности обучающихся:
-

желание получать новую информацию, общаться;

наличие знаний и умений в практической деятельности для создания
связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного
языка;
-

-

понимание основных функций юного журналиста;

умение работать с источниками информации и текстом, знание основных
простых принципов психологических приемов общения;
-

умение устно излагать свои мысли, правильно использовать ударения и
логику в устной речи;
-

умение создавать журналистский текст (доступность для восприятия,
конкретность, эстетичность, отличие художественных, научных и
публицистических текстов, стилистическое единство элементов);
-

умение работать со словарями (орфографический,
фразеологический, словарь синонимов и антонимов);
-

толковый,

знание композиционного построения журналистского произведения
(основные признаки композиции, сюжет, соразмерность составных частей,
подчиненность второстепенного главному);
-

знание основных информационных жанров (репортаж, интервью,
корреспонденция, заметка, опрос) и навыки умения работы в них.
-

Результат
контроля
позволяет
определить
эффективность
проводимых занятий, обсудить вместе с обучающимися результаты
совместной деятельности, внести коррективы в учебно-практическую
деятельность.
Занятия проводятся в форме семинаров, бесед, ролевых игр, экскурсий,
конкурсов, ток-шоу и индивидуальных собеседований «корреспондентредактор».
По каждому разделу предусмотрены следующие формы подведения
итогов: зачетные занятия, готовые сюжеты, текстовые работы, тесты,
совместные проекты.

Социально-психологическое сопровождение образовательной
программы
Осуществляется
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного процесса. К реализации программы будет привлечена
психологическая служба, которая проводит наблюдения и отслеживание
мотивации обучающихся к обучению путем проведения комплекса
психологических методик, среди которых анкетирование, тестирование,
тренинги. Тренинг способствует формированию и развитию личностных
качеств: наблюдательности, внимательности, способности к аналитической
деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к
окружающему миру, людям и самому себе, креативности, уверенности в
себе, а также лидерских качеств. Изучаются стартовые возможности и
динамика развития ребенка в образовательном процессе.
Много внимания уделяется работе над психологическими
особенностями: чувством уверенности в себе, умении общаться, слышать
других, четко выражать свои мысли, работать в команде. При ведении
образовательного процесса, выборе форм и методов обучения педагогом
учитываются возрастные особенности обучающихся.
Материально – техническое обеспечение образовательной
программы
Для реализации программы необходимы следующие условия.
Для проведения теоретических занятий по журналистике необходим
учебный кабинет, в котором должны быть:
- парты и стулья;
- компьютер;

- мультимедийная доска;
- проектор;
- методические материалы,
- дидактические материалы,
-библиотека видеосюжетов и видеофильмов.
Для проведения видеосъемок, звукорежиссуры и монтажа необходимо
отдельное помещение, в котором находятся следующие технические
средства:
- комплект оборудования для съемок (видеокамера, штатив);
- комплект оборудования для монтажа (монтажный стол, ПК,
монтажные программы);
- звукозаписывающая техника (радиопетличка, микрофон, диктофон).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: 2013.
2. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма. – М.:
Рип-холдинг, 2012.
3. Фэнг И. Секреты журналистского мастерства. ИПК, 1993.
4. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История теория, практика. –
М.: Аспект пресс, 2014.
Дополнительная литература:
1. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На
телевизионных подмостках: Учеб. пособие. – М.: РАН, 2010.
2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие
для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2014.
3. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевидение. – М.: МГУ,
2014.
4. Летуновский В.П. Прямой эфир на отечественном телевидении
(Технология журналистского творчества): Дис. ... канд. филол. наук:
10.01.10 Санкт-Петербург, 2013. – 278 с. РГБ ОД, 61:04-10/876.
5. Локшин Б.А. Цифровое вещание от студии к телезрителю. – М.:
Компания САЙРУС СИСТЕМС, 2011.
6. Саруханов, В.А. Азбука телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2012.
7. Смирнов В.В. Актуальные проблемы журналистики. – Ростов – на –
Дону: Изд-во «Старые русские», 2010.
8. Соколов А. Г. Создание экранного произведения. – М.: 2014.
Учебные пособия:
9. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. – 2-е
изд., доп. – М.: Изд-во МГУ, 2014.
10.Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология
телевизионной коммуникации: Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений по направлению
5210000 и 020400 — «Психология». – М.: РИП-холдинг, 2012.
11.Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и
дополненное / Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский.
– М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2012.
12.Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л.
Цвика, А.Я. Юровского. 4-е изд. М.: МГУ, 2012
13.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика:
Учебное пособие / В. Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2014.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ:
On-line библиотеки, каталоги:
http://journalism.narod.ru/ Библиотека журналиста
http://www.infohome-altai.ru/node/143 Книги для журналистов
http://jurnalisti.clan.su/publ/ Каталог статей журналистам
http://home.about.com/newsissues/ Каталог печатных СМИ
мира
http://www.sibupk.nsk.su/New/06/Yp/data/DZ03.HTM Журналистика и СМИ
Журналистские сообщества и блоги:
www.ruj.ru/ - Союз журналистов России
www.gdf.ru/ - Фонд защиты гласности
http://www.mediahunter.ru/ Сообщество журналистов, редакторов и
пиарщиков.
http://journalist-podval.narod2.ru/ Журналистский клуб
http://www.tolerance.ru/p-jclub-main.shtml Клуб журналистов
http://moku.my1.ru/blog Тайное сообщество юных журналистов
http://journalista.ru/ Современные журналисты
Для молодых журналистов:
http://www.yojo.ru/ Информационный портал для молодых журналистов.
http://youngjournal.v-teme.com/ Журналистика для начинающих
http://www.cem2010.nichost.ru/?p=36 Всероссийский конкурс
журналистов
Для начинающих журналистов:
http://bonjournal.ru/?cat=3 Сайт о журналистике и для журналистов
http://imho.aspu.ru/?p=769 Сайт для начинающих журналистов
http://vybory.org/articles/379.html Как научиться писать и быть журналистом
http://laralux.narod.ru/journalism.html Полезные ссылки журналистам
http://www.medien.ru/zhurnalistika Полезные ресурсы рунета
для журналистов и авторов http://www.democracy.ru/media/comment/article.php?
id=129 Практические рекомендации для журналистов
http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm Пособие для начинающих
журналистов
http://pamir.ucoz.ru/publ/3-1-0-22 Ошибки начинающих
журналистов http://miw.by/category/new-media - Лучшие Вебинструменты для журналистов
http://www.genefis.ru/ - Интернет журналистика и СМИ от А до Я

Приложение №1
Календарно - учебный график
объединения «Медиа» на 2022-2023
учебный год
п.д.о. Невская Н.А.
№ группы - 1, 1 год обучения
Количество часов в неделю: 4 часа
Объем программы: 144ч.
Количество часов в неделю – 4 ч.
Место проведения: ул. Ленина, 55
Расписание занятий:
Вторник 14:00-15:50 Четверг 14:00-15:50

№
п/п

Дата
занятия

Тема занятия

Количество
часов

1.

15.09.22

Вводное занятие. Знакомство с
программой. Введение в медиа. Цели
и задачи. Инструктаж по Т/Б.

2

Беседа.

2

20.09.22

Виды медиа. Печатные СМИ

2

3

22.09.22

4

27.09.22

5

29.09.22

Жанры журналистики. Общая
характеристика и различия,
классификация и особенности
жанров журналистики.
Информационные жанры.

2

Викторина:
«Какие ты
знаешь газеты
и журналы?»
Викторина:
«Какие ты
знаешь
радиостанциии
телеканалы?»
Опрос: «Почему
сижу в
соцсетях?»
тест

6

04.10.22

Жанры журналистики.
Аналитические жанры
журналистики. Художественно публицистические жанры
журналистики.

2

тест

7

06.10.22

Культура речи. Речь журналиста.
Ее отличия от речи людей , не
работающих в СМИ. Речевая
грамотность.
Нужна
ли
она
журналисту?

2

Тест:
«Правильно ли
мы говорим?»

Виды медиа. Электронные СМИ.
Радио. ТВ. Интернет – ТВ.

Виды медиа. Электронные СМИ.

Соц сети.

2

2

Формы
контроля/
аттестация

Примеча
ния

8

11.10.22

Культура речи. Выступление перед
аудиторией . Стенд-ап. Выступаем
перед камерой .

2

Диспут

9

13.10.22

Культура речи. Журналист –« три
в одном: ведущий , диктор, актер».

2

Ролевая игра:
«Я - оратор»

10

18.10.22

Культура речи. Логика речи.
Законы логического построения
текста.

2

практикум

11

20.10.22

Культура речи. Ударение в словах.
Знакомство со словарем ударений .
Правила запоминания слов:
диалоги, вслух, рифмы и песни.

2

тест

12

25.10.22

Культура речи. Основы риторики.
Что такое риторический вопрос.

2

13

27.10.22

Культура речи. Ораторское
искусство.

2

Викторина на
знание имен
известных
ораторов
Игра «Битва
ораторов»

14

01.11.22

Культура письма. «Писать
грамотно»

2

Тест на
грамотность

15

03.11.22

Культура письма. Проблемы
русского языка сегодня. SMS- язык.

2

лекция

16

08.11.22

Культура письма. Текст. Работа
над текстом.

2

Ира «Собери
текст»

17

10.11.22

Культура письма. Сюжет. Его
отличие от художественного
текста.

2

Игра « Убери
лишнее»

18

15.11.22

Культура письма. Сценарий . Его
отличие от художественного
текста.

2

тест

19

17.11.22

2

тест

20

22.11.22

Культура письма. Омографы и
омонимы. Антонимы и синонимы.
«Культура письма».
Диалектизмы, вульгаризмы,
жаргонизмы, слова – паразиты.
Сленг.

2

Игра в слова

21

24.11.22

Видеоконтент - этапы создания.

22

29.11.22

Видеоконтент - этапы создания.
Предпродакшн ( подготовка)

2

практикум

23

01.12.22

Видеоконтент - этапы создания.
Съёмка и монтаж

2

практикум

24

06.12.22

Видеоконтент - этапы создания.
Постпродакшн ( продвижение
видеоконтента)

2

практикум

2

практикум

25

08.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Техника для съёмок

2

практикум

26

13.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Планы

2

практикум

27

15.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Ракурсы.

2

практикум

28

20.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Техника Биролл

2

практикум

29

22.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Приемы оператора.

2

практикум

27.12.22

Праздничный нерабочий день

30

29.12.22

Освоение навыков видеосъёмки.
Репортажная съёмка.

2

практикум

31

03.01.23

Освоение навыков видеосъёмки.
Съёмки художественного фильма.

2

практикум

32

05.01.23

Освоение навыков видеосъёмки.
Съёмка ролика.

2

практикум

33

10.01.23

2

практикум

34

12.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

Работа с видеофайлами. Склейка
кадров
35

17.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Работа с Аудио и видео
36

19.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Работа с Аудио и видео
37

24.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Фильтры
38

26.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Фильтры
39

31.01.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Коррекция звука, видео
40

02.02.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Коррекция звука, видео

41

07.02.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

Коррекция звука, видео
42

09.02.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Коррекция звука, видео
43

14.02.23

44

16.02.23

45

21.02.23

46

28.02.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Коррекция звука, видео
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Титры
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Титры
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Анимация
47

02.03.23

48

07.03.23

49

09.03.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Анимация
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Анимация
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Анимация

50

14.03.23

51

16.03.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Анимация
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Масштаб и панорама, наложение
52

21.03.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Масштаб и панорама, наложение
53

23.03.23

54

28.03.23

55

30.03.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Масштаб и панорама, наложение
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Масштаб и панорама, наложение
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».

Масштаб и панорама, наложение
56

04.04.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».
Спецэффекты в монтажной
программе «Мовави».

57

06.04.23

58

11.04.23

59

13.04.23

60

18.04.23

61

20.04.23

62

25.04.23

63

27.04.23

64

02.05.23

65

04.05.23

66

11.05.23

67

16.05.23

68

18.05.23

69

23.05.23

70

25.05.23

71

30.05.23

72

01.06.23

Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».
Спецэффекты в монтажной
программе «Мовави».
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».
Спецэффекты в монтажной
программе «Мовави».
Освоение навыков работы в
монтажной программе «Мовави».
Спецэффекты в монтажной
программе «Мовави».
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах
Подготовка и участие в
медиаконкурсах

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

2

практикум

Культурно – массовое
мероприятие
Итоговое занятие по программе

2
2
144 часа

Просмотр
работ

Приложение №2
Методический материал
Методы обучения: используются методы, предполагающие проявление
творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и
мыслей: сотрудничества, личностно-ориентированного
развивающего
обучения, коллективной творческой деятельности, игровые технологии,
коммуникативного обучения, форсайт - методы.
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная,
групповая и индивидуальная.
Формами организации учебного занятия являются теоретические занятия
и практические занятия, творческие практикумы, работа с прессой (обзор,
анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование),
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими
указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.), анкетирование,
социологический опрос, он-лайн встречи с журналистами, игры, конкурсы и
турниры, беседы, ролевые, деловые игры, пресс-опрос, репортаж, устный
журнал, инфографика, верстка газетных полос, правка авторского текста,
социальные акции и др.
Между разделами предусмотрены воспитательные досугово-массовые и
конкурсные мероприятия, различные экскурсии и праздники.
Педагогические технологии: игровые, проектные, информационнокоммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного
обучения, форсайт-технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1 этап. Мотивационно-целевой
(вступление, актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы)
2этап. Планирование, самоконструкция
(определение проблемы, темы, постановка задач)
3 этап. Поисково-исследовательский этап
(выдвижение предположений, работа в группах с таблицами, обмен опытом)
4 этап. Практическая деятельность.
(продуктивная деятельность)
5 Этап. Рефлексивно-оценочный. Рефлексия.
(Рефлекторная беседа)
В качестве дидактических материалов используются разработки игр коммуникативные, на развитие организаторских способностей, лидерских
качеств, воображения и творческого мышления; игровые упражнения;
карточки с заданиями.
Кроме того, используется демонстрационный и раздаточный материал:
подшивка газет, заготовленные нарезки газетных материалов, схемы макетов
газетных номеров, газетных шрифтов, карточки-картинки, экземпляры
различных газет и журналов, статьи и сборники педагога объединения,

образцы работ по социальной рекламе; видеофильмы; образцы электронных
презентаций; образцы социальных проектов; фотографии, подборка
материалов по социальному проектированию, социальные проекты,
мультимедийные презентации, фотостенды.
Имеются рекомендации по проведению занятий, конкурсных и игровых
мероприятий:
сценарии
праздников,
мероприятий
различной
направленности, разработки конкурсных программ, разработки занятий,
тренингов, игровых практикумов, ролевых игр.
Для эффективной реализации и усвоение программы для обучающихся
разработаны:
- Перечень правил совместной работы.
- Тезисы по темам.
- Устные письменные ответы на вопросы и задания.
- Коллективная схема-таблица «Виды и типы СМИ».
- Правила создания текста, которым должен следовать автор.
- Перечень критериев оценки текста.
- Таблица «Виды заметок».
- Конспекты по темам лекций.
- Авторские репортажи.
- Алгоритм написания отчета.
- Отчеты о событиях и мероприятиях.
- Схема структура редакционного коллектива.
- Шаблоны полос.
- Макеты газет.
В работе с обучающимися целесообразно использовать образцы написания
статей, перечня примерных вопросов для интервью на различные темы,
алгоритм проведения деловой беседы, каталог редактора, копилку «умных
мыслей», образцы газет, информационных буклетов, листовок, баннеров и
другой печатной продукции.

Приложение №3
Оценочные материалы
Показатели

Теоретические знания
по
разделам/темам
учебнотематического плана
программы

Практические умения
и
навыки,
предусмотренные
программой

Сформированность
активности,
организаторских
способностей

Число баллов
Степень
выраженности
оцениваемого
Образовательные результаты
овладел менее чем
1
½ объема знаний,
предусмотренных
программой
объем усвоенных
знаний составляет
более ½

2

освоил практически
весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период

3

овладел менее чем
½ объема знаний,
предусмотренных
программой

1

объем усвоенных
знаний составляет
более ½

2

освоил практически
3
весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Личностные результаты
мало активен,
1
наблюдает за
деятельностью
других, забывает
выполнить задание.
Результативность
невысокая
активен, проявляет
стойкий
познавательный
интерес,

2

Методы

Наблюдение,
тестирование,
творческая
работа и др.

Наблюдение,
тестирование,
творческая
работа и др.

Наблюдение,
беседа

трудолюбив,
добивается хороших
результатов

Сформированность
ответственности,
самостоятельности,
дисциплинированности

активен, проявляет
стойкий
познавательный
интерес, добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность других
неохотно выполняет
поручения.
Начинает работу, но
часто не доводит
ее до конца.
справляется с
поручениями и
соблюдает правила
поведения только
при наличии
контроля и
требовательности
преподавателя;
выполняет
поручения охотно,
ответственно.
Хорошо ведет себя
независимо от
наличия или
отсутствия
контроля, но не
требует
этого от других
выполняет
поручения охотно,
ответственно, часто
по собственному
желанию, может
привлечь других.
Всегда
дисциплинирован,
везде
соблюдает правила
поведения,
требует того же от
других

3

1

2

3

Наблюдение,
беседа

Метапредметные результаты
Понимать и принимать
овладел менее чем
1
Наблюдение,
учебную задачу,
½ объема знаний,
беседа
сформулированную
предусмотренных
педагогом
программой

объем усвоенных
2
знаний составляет

более ½

освоил практически
3
весь объем

знаний,

предусмотренных

программой за

конкретный период
Проявлять
знает отдельные

1
Наблюдение,
индивидуальные
специальные
беседа
творческие
навыки, но избегает
способности
их употреблять
при сочинении
2
рассказов,
сочетает
сказок, этюдов,
специальную
подборе
навыки с
простейших рифм,
бытовыми
3
чтении

по ролям и
проявляет
инсценирования
творческие

способности

осознанно и в

полном

соответствии с

их содержанием
Осуществлять
знает, но избегает
1
контроль,
их употреблять в
коррекцию и оценку
деятельности
результатов своей
демонстрирует
деятельности;
2
понимать и применять
неполное освоение
полученную
заданных
информацию
параметров, но
при выполнении
более ½
3
заданий

освоил план
действий в заданных
условиях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».