КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебное плетение» имеет художественную направленность, разработана на основе программы МАУ ДО «СДДТ» «Вязание. Плетение из нитей и бисера». Программа отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Её актуальность заключается в том, что на занятиях каждый обучающийся проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и воспитание потребности в созидательной, творческой деятельности. Программа приведена в соответствие с требованиями времени, переработаны некоторые подходы прежней программы, внесены вопросы воспитания и адаптации детей к реалиям современной жизни. Новизна данной образовательной программы предусматривает новые педагогические технологии в проведении занятий, новые методы и формы диагностики. Принцип работы по программе строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, а также на повышение интереса детей к обучению. По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративноприкладного творчества обладают художественноэстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Данная образовательная программа необходима для формирования эстетических восприятий и чувств обучающихся, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к природе, произведениям искусства. При реализации программы используются технологии, адекватные поставленным целям и задачам. Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора и успешности в обучении. Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – всё то, что способствует творческому самовыражению воспитанников. Отличительные особенности. Ставропольский край в силу геополитического и географического расположения имеет свои особенности: на его территории проживает более 35 национальностей, сохранивших свои духовные и культурные традиции. Нашими географическими соседями являются Грузия, Кабардино – Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Калмыкия, Адыгея. Народы, исторически проживая на одной территории, заимствуют элементы культуры друг у друга. Наиболее благоприятные условия для изучения традиций складываются в детском многонациональном коллективе. Здесь дети раскрывают в совместной творческой деятельности духовное и культурное наследие своих семей, узнают этнические особенности быта. Данная программа позволяет изучение различных деталей национальных и современных костюмов разных национальностей и изготовление практических изделий в технике макраме, бисероплетения и вязания с учётом национальных особенностей. История украшений в технике макраме неразрывно связана с историей развития человеческого общества, его культуры, традиции, быта, развитием эстетического и художественного вкуса. Во все времена в элементах одежды использовалось узелковое плетение. Узоры, используемые для современных изделий, отражают современное направление в моде и дизайне. Сегодня древнее искусство покоряет нас своей простотой, неповторимой красотой, выразительностью. Увлечение макраме воспитывает у людей вкус, усидчивость и терпение, в то же время является источником вдохновения. Украшения из бисера также известны с глубокой древности, но и сейчас они на пике моды. Бисероплетение – не просто увлечение, чтобы заполнить свободное время. Это возможность выразить себя, возможность остановить мгновение, чтобы увидеть, как прекрасен мир. Это возможность сделать подарок, вложив него душу и тепло своих рук. Не менее увлекательное и полезное занятие – вязание, оно развивает вкус, воображение, чувство меры. Вязание – это язык узлов, где «слова – узлы» возникают из «букв – петель», и слова эти порой настолько выразительны, что достаточно увидеть узор, и можно уже представить будущую модель. Характеристика обучающихся. Данная образовательная программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся, ориентирована на детей 7-12 лет. Обучающиеся — дети младшего школьного возраста, которые находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога. Учитывая это,программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Создание условий для самореализации детей, т.е. предоставления им права на самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе. А яркость, красочность предлагаемых работ вызывают высокийэмоциональный отклик. 2 Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, введение в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Объем и срок реализации программы: срок реализации образовательной программы 1 год обучения, 144часа. Детское объединение по форме организации учебного процесса является группой. Формы обучения и режим занятий: режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Программа выполняет обучающую, развивающую и эстетическую функции. Приобщение детей к различным видам декоративно – прикладного творчества: макраме, бисероплетение, вязание, дополняющих друг друга, способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка. Занятие по типу может быть теоретическим, практическим, новых знаний, обобщающим, контрольным, диагностическим. Возможны следующие формы проведения занятий: беседа, вернисаж, мастер-класс, выставка, игра, творческая мастерская, творческий отчёт, конкурс, поход, открытое занятие. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Уровень программы Первый год обучения – стартовый. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной культуры, создание условий для самореализации личности, её профессионального самоопределения. Задачи: обучающие научить основам техники макраме, бисероплетения и вязания; ознакомить учащихся со свойствами нитей и пряжи, подбором и использованием инструментов; изучить историю макраме, бисероплетения и вязания; научить качественному выполнению изделий; научить видеть и правильно использовать цветовую гамму; формировать индивидуальный стиль; научить ценить красоту. развивающие развить стремление ребенка к познанию и творчеству; 3 развить художественно – творческие способности; развить познавательные и эмоционально волевые процессы; воспитательные формировать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека; формировать представления о нравственности и опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми; приобщать к системе культурных ценностей; воспитать трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии; формировать экологическую культуру, предполагающую ценное отношение к природе, людям, собственному здоровью; формировать активную жизненную позицию, лидерские качества. 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план. № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего 1. Теория Практика Раздел 1 Вводное занятие 1.1. Тема 1.1. Введение в образовательную программу. Цели и задачи первого года обучения. Организация работы детского объединения. Техника безопасности. 2. Раздел 2 История возникновения и развития ремёсел в декоративно-прикладном творчестве 2 Тема 2.1. История 2 возникновения и развития. Плетения из нитей и бисера Раздел 3 Материаловедение. Цветоведение 2 Тема 3.1. Применение 2 2.1. 3. 2 приспособлений и материалов. Тема 3.2. Роль и 2 значение цвета в народной культуре, в современном дизайне одежды и интерьера. 4. 5. Формы аттестации (контроля) 2 2 - - Раздел 4 Основные приёмы плетения 2 2 Тема4.1.История образования узлов. Виды крепления нитей. Тема 4.2 Фоновые узоры. 6 6 Плоский узел. 6 6 Тема 4.3. Декоративные шнурки. Витые цепочки. Раздел 5 Плоская тесьма и объёмные шнуры Тема 5.1. Плоская тесьма. 4 2 2 Тема 5.2. Турецкая и 4 2 2 кучерская оплётки. Опрос, Тестирование Опрос Опрос Тестирование Опрос, Тестирование Опрос, Тестирование Творческая работа Мини-выставка Опрос Тестирование 5 № п/п Количество часов Название раздела, темы Тема 5.3. Изготовление закладок и поясов. 6. Всего Теория 6 - Формы аттестации Практика (контроля) 6 Мини-выставка Раздел 6 Орнаментальные узлы и узоры 2 2 Тема 6.1. Выполнение 4 орнаментальных узлов 4 Тема 6.2. Выполнение салфетки. 7. Тема 7.1. - 4 Раздел 7 Основные узлы и узоры на их основе 2 2 Квадратный 4 узел. Соединительный узел. Репсовый узел. Горизонтальные узлы. Тема 7.2. Обложка для 10 книги. Футляр для очков. 8. 8 - 8 Раздел 9 Разновидности петель 6 2 4 9. Тема 9.1. Разновидности петель. Выполнение брелоков. Раздел 10 Орнаментальное плетение 2 2 Тема 10.1 История появления орнамента Тема 10.2 Использование орнамента в костюме Тема 10.3 Подставка под горячее. Рамочки для фото. Браслеты. 11. 10 Раздел 8 Комбинированные узлы и узоры 2 4 Тема 8.1. Узоры из 6 квадратных и репсовых узлов. Тема 8.2. Выполнение образцов. 10. - 4 6 2 Творческая работа Самостоятельная работа Тестирование, Творческая работа Творческая работа Тестирование, Творческая работа Творческая работа, Мини выставки Тестирование, Мини-выставка Опрос, Тестирование 2 6 Творческая работа Раздел 11 Цветное плетение с использованием бусин и бисера 2 8 Опрос, Тема 11.1 Плетение нитями 10 Творческая работа с использованием бусин, бисера, стекляруса. 6 № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) Браслеты. 12. Тема 12.1. Раздел 12 Декоративное плетение в интерьере 2 2 - Использование плетёных изделий для создания уюта в доме. 10 Тема 12.2. Выполнение салфетки, абажура, панно. - 10 Творческая работа, Опрос Раздел 13 Узелковое кружево в костюме 6 6 13. Тема 13.1 Отделка одежды элементами вязания и бисероплетения Тема 13.2 Выполнение бабочек и цветов 14. Тема 14.1 Выполнение различных игрушек и сувениров 6 - Раздел 14 Игрушки и сувениры 12 - 15. Творческая работа, Опрос 6 Творческая работа, Опрос 12 Творческая работа, Опрос Раздел 15 Экскурсии Тема 15.1 Посещение музеев города и выставок прикладного творчества 4 - 4 Раздел 16 Подведение итогов 16. Тема 16.1 Подготовка итоговой выставки, индивидуальных проектов. Всего 4 - 4 144 часа 28 116 Творческая работа, Выставка творческих работ 7 Содержание учебного плана ТЕМА 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Правильное обращение с инструментами, правила поведения на занятиях и переменах. ТЕМА 2. История возникновения и развитие ремесел (плетения из нитей, вязания и бисероплетения). Теория: История возникновения женских ремесел на Руси и Северном Кавказе. Знакомство с изделиями народных мастеров. ТЕМА 3. Материаловедение. Цветоведение. Теория: Применяемые материалы, инструменты и приспособления. Подготовка материала для работы. Расчёт длины нитей, пряжи, проволоки, лески. Понятие о цветовом спектре, хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета, закон контраста и нюанса. Роль, значение цвета в народной культуре и в современном дизайне одежды и интерьере. ТЕМА 4. Основные приемы плетения. Теория: История образования узлов. Виды крепления нитей. Практика: Фоновые узоры. Плоский узел. Бугорки. Плоский узел из пучка нитей. Витая цепочка. Двухцветный шнурок. Шнурок с пико. Шнурок с узелками. Узоры для фона из плоских узлов. Декоративные шнурки. Шнурок зигзаг. ТЕМА 5. Плоская тесьма и объёмные шнуры. Теория: Плоская тесьма на трёх нитях, на четырёх нитях, на пяти нитях, турецкая оплётка, кучерская оплётка. Практика: Практическое выполнение тесьмы. Изготовление Закладок и поясов. ТЕМА 6. Орнаментальные узлы и узоры. Теория: Узлы «фантазия», «близнецы», «жозефина», «морской коврик», «турецкий». Сложные орнаментальные узлы «созвездия»: «звезда», «четыре восьмёрки», из восьми нитей. Практика: Изготовление подставки для чайника, простейшей салфетки. ТЕМА 7. Основные узлы и узоры на их основе. Теория: Квадратный узел. Соединительный узел. Репсовый узел. Горизонтальные узлы. Узоры «ягодка», «пушок», «талисман», «лакомка», прошва из квадратного узла. Узоры «решётка», «паучок», «паутинка», «жучок». Вертикальные узлы. Бриды. Практика: Изготовление закладки, обложки для книги, футляра для очков. ТЕМА 8.Комбинированные узлы и узоры. 8 Теория: Узоры «минутка», «листок», «перстень», цепочка из квадратного узла и «фриволите», ромб из репсовых узлов на фоне «шахматки», «пуговка», «цепочка», ромбик с бусиной, сеточка из французских косичек, горизонтальная косичка, букле, цветное букле, горизонтальная косичка. Практика: Выполнение образцов. ТЕМА 9.Разновидности петель. Теория: Односторонняя петля. Двусторонняя петля. Двойная петля. Перетянутые полосы. Практика: Изготовление кашпо. Изготовление салфетки. Изготовление брелка. ТЕМА. 10. Орнаментальное плетение. Теория: История появления орнамента. Символика орнамента. Использование орнамента в костюме. Использование орнаментального плетения для украшения и отделки плетёных изделий и для работы мастеров по текстилю и дереву. Практика: Выполнение подставки под горячее, рамочки для фотографий, рамки для зеркала. ТЕМА 11. Цветное плетение с использованием бусин, бисера, стекляруса. Теория: Цветовая гамма. Символическое значение цвета. Сочетание цветов. Практика: Плетение изделий из нитей нескольких цветов. Браслет. Закладка. ТЕМА 12.Декоративное плетение в интерьере с использованием элементов вязания и бисероплетения. Теория: Использование плетёных изделий для создания уюта в доме. Практика: Изготовление настенных украшений – панно, подвесок для цветов. Изготовление салфетки, вазы, абажура, рамы для картины. ТЕМА 13.Узелковое кружево в костюме с использованием элементов вязания и бисероплетения. Теория: Украшение одежды и аксессуаров. Практика: Пуговиц, пояса, кулона. Изготовление бабочек и цветов. Изготовление кошелька, сумочки. Кружево на платье. Дополнение к одежде. Шарф, косынка, повязка для волос. ТЕМА 14.Игрушки и сувениры. Практика: Изготовление игрушек и сувениров: Брелки, закладки, броши «Бабочки» ТЕМА 15. Экскурсии. Посещение музеев города и выставок прикладного творчества. ТЕМА 16.Итоговое занятие. Практика: Выставка лучших работ. 9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности для ее решения; получение опыта использования взаимосвязанных знаний для реализации собственной творческой идеи; умение организовывать многоэтапный процесс изготовления собственной творческой работы; умение выстраивать поэтапный контроль для получения заданного результата; получение опыта целостного восприятия окружающего Мира. Личностные результаты развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческую деятельность эстетического характера получение собственного опыта творческой работы; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; выработка выдержки и терпения; умение корректно оценивать результат своего труда. Предметные результаты По итогам освоения программы первого года обучающиеся должны: знать: инструктаж по технике безопасности; применяемые материалы и приспособления; виды крепления нитей; разновидности петель. уметь: работать со специальной литературой; пользоваться схемами; рассчитывать плотность плетения; пользоваться инструментами и материалом; выполнять отдельные элементы и сборку изделий. иметь навыки: выполнения образцов и несложных изделий. 10 1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график вынесен в Приложение 1. (см. Приложение 1) УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Материально – техническое оснащение В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются оборудование и материалы: - помещение (кабинет); - качественное электроосвещение; - столы и стулья; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - канцелярские принадлежности. Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы, а именно: - леска, проволока, бисер, пуговки, гласки, бутоньерки; - ножницы; - линейка; - бусинки разных размеров; - нитки; - крючки; - паетки; - тетрадь в клетку; - крючок. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ Детское объединение является учебной группой. Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций: а) входной контроль в форме тестирования, б) промежуточная аттестация в форме самостоятельной работы и мини – выставки с коллективным обсуждением, в) итоговая аттестация в форме защиты проектов, персональной выставки, участия в творческих конкурсах. В течение учебного года участие в выставках и конкурсах городского, краевого и международного уровня. Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров: интерес к занятиям, выполнение заданий, изготовление изделий, поиск информации и подготовка докладов, умение пользоваться полученными навыками, самостоятельность при изготовлении изделия, цвет, художественные достоинства изделия, участие в конкурсных мероприятиях. 11 Оценка проводится по шкале, предполагающей выставление 10-ти 12 баллов – уровень «отлично», 9-ти баллов – уровень «хорошо», 6-ти баллов – уровень «удовлетворительно». Отлично (десять баллов): ярко выраженный интерес к занятиям; активная позиция на каждом занятии, выполнение всех заданий не ниже 70%; успешное изготовление изделий; умение искать и правильно представлять информацию по изучаемым темам, активная подготовка докладов; умение пользоваться полученными навыками при выполнении новых самостоятельное изготовление работы в соответствии с требованиями и нормами; удачное использование цвета, рисунка, орнамента в вязании, оригинальность и новизна выполненных изделий; успешное участие в выставках и конкурсах. Хорошо (восемь баллов): устойчивый интерес к занятиям; адекватное участие в занятиях, выполнение заданий обратной связи не ниже 40%; приемлемое изготовление изделий; умение искать и представлять информацию по изучаемым темам, иногда готовить доклады; умение пользоваться полученными навыками при выполнении новых работ; работы выполнены при некотором участии педагога; хорошее использование цвета, рисунка, оригинальность выполненных изделий; участие в выставках и конкурсах. Удовлетворительно (шесть баллов): отсутствие устойчивого интереса к занятиям, наличие пропусков по неуважительным причинам; пассивное участие в занятиях, выполнение заданий обратной связи ниже 40%; нежелание доводить до конца работу по изготовлению изделий; наличие невыполненных работ; работы выполнены вместе с педагогом; неумение искать и представлять информацию по изучаемым темам, нежелание делать доклады; отсутствие оригинальности и новизны в выполненных изделиях; сравнение результатов в течение года показывают динамику освоения обучающимися программы. Характеристика главных оценочных материалов 13 Личностн ые результат ы Критерии Планируемые оцениван результаты ия Виды контроля/промежу точной аттестации Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера, получение собственного опыта творческой работы. а) входной контроль в форме тестирования, б) промежуточная аттестация в форме самостоятельной работы и мини – выставки с коллективным обсуждением, в) итоговая аттестация в форме защиты проектов, персональной выставки, участия в Творчески е достижени я обучающи хся Диагностиче ский инструмента рий (формы, методы, диагностики) Выставки, конкурсы, тесты, диагностичес кие карты, защита творческих работ. 14 творческих конкурсах. В течение учебного года участие в выставках и конкурсах городского, краевого и международного уровня. интерес к занятиям, выполнение заданий, изготовление изделий, поиск информации и подготовка докладов, умение пользоваться полученными навыками, самостоятельность при изготовлении изделия, цвет, художественные достоинства изделия, участие в конкурсных мероприятиях. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности для ее решения. Метапредм етые результат ы умение организовыват ь многоэтапный процесс изготовления собственной творческой работы; Поступление выпускников в профессионал ьные учреждения по профилю Динамика мотивации к учебной деятельнос ти умение выстраивать поэтапный контроль для получения 15 заданного результата; Предметн ые результат ы Знание техники безопасности, историю развития прикладного творчества. Умение работать со специальной литературой; пользоваться схемами; рассчитывать плотность плетения; пользоваться инструментам и и материалом; выполнять отдельные элементы и сборку изделий. Переводные. Итоговые, открытые занятия. Поступлен ие выпускник ов в учебные заведения по профилю обучения МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основной формой организации процесса обучения являются групповые занятия. В одной группе занимаются по 8-10 человек. Обеспечиваются условия для индивидуального обучения по принципу «от учителя к ученику». Обучающиеся осваивают основные приемы плетения макраме, вязания и бисероплетения, идет процесс самоопределения, выбора направления прикладного творчества, начинает формироваться индивидуальный стиль. В одной группе занимаются дети разного возраста, разного уровня возможностей, но так, как их объединяют общие интересы, стремление освоить мастерство плетения макраме, вязания и бисероплетения, окунуться в творчество прекрасных работ, формируется чувство коллективизма и преемственности мастерства. В обучении этих трех видов декоративно – 16 прикладного творчества полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определенных навыков. Поэтому обучающимся предлагается изучение этих трех техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знаний предыдущих тем. Техники разные, а приемы одни и те же. Изготовление изделий строится на основе технологических карт, которые детьми собираются в альбомы (портфолио) образцов, схем, фотографий, грамот. Содержание и оформление альбомов дети определяют самостоятельно. Складывается опыт организации самообучения и непрерывного самообразования. Реализация индивидуального маршрута или проекта дает ребенку творческий опыт дерзновения. Педагог для обучающегося является консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Ситуация успеха от выполненной работы способствует росту художественно одаренной личности, позволяет поддерживать у детей постоянный интерес к декоративно - прикладному творчеству, создавать авторские, оригинальные работы, поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы стремления к творчеству, развивается чувство ответственности, сопричастности к общему делу. В программе это реализуется через осуществление коллективных проектов. Используются психолого-педагогические методики для диагностики детей: опросник для определения наклонностей обучающихся, диагностический тест «Способности», методика изучения личностных особенностей. Для этого привлекаются психологи социальнопсихологической службы Дворца. В реализации программы параллельно с обучением идет процесс воспитания. Приобщаясь к богатству мировой и художественной национальной культуры, воспитывается личность, обладающая чувством социальной ответственности, умеющая использовать и ценить нравственные и материальные богатства общества и способствующую его духовному обогащению. По программе «Волшебное плетение» сложилась система по здоровьесбережению. Обучающимся сообщаются источники, причины утомляемости при работе с бисером, с нитями и при вязании. Даются общие рекомендации по способам защиты, например: отдых глаз на зеленом цвете через каждые 20 минут, зрительно – сигнальные сюжеты, развешенные по стенам художественные работы, физкультпаузы через 20 минут. Успешное освоение программы отслеживается через участие в выставках. Программа предполагает привлечение родителей к ряду занятий. Это походы в музеи и на выставки, праздники, дни здоровья, итоговые занятия. К программе прилагается большое количество дидактического и 17 наглядного материала, альбомы образцов, выставки готовых изделий, методразработки, лекала, наборы профессиональных инструментов. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Дважды в год проводится инструктаж по работе с колюще – режущими инструментами. Нормативно – правовые акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. М. М. Соколовская «Узелок на память» Москва «Просвещение»1999г. 2. А. Краузе «Макраме». Москва. «Центрполиграф» 2003 г. 3. М. Кузьмина «Макраме». Москва. «Политиздат» 1997 г. 4. С. Иванова «Узелковое кружево». Москва «Дрофа» 2000 г. 5.В. Савина «Энциклопедия для девочек». «Дрофа» 2014 г. 6.М. Беляева «Макраме в интерьере». Москва. «Олма – пресс» 2008 г. 7.Васильева И.И. «Бисероплетение». Корона – принт, 2000. 8. Крайнева И.Н. «Мир бисера». Литера, 1999. 9. Литвенец Э.Н. «Забавное искусство». Знание, 1992. 10.Романова Н.А. «Магия бисера». Феникс, 2015. 11. Божко Л.Н. «Бисер». Мартин. Москва, 2015. 12.Е. Виноградова Большая книга бисера. - М.: ОЛМА ПРЕСС”, 2013. 13.Т. Ткаченко, Е. Волкова, К. Стародуб Бисер для начинающих. Ростов– на – Дону, 2004 14. Н.А. Берлина Игрушечки. – М.: издательство “Культура и традиции”,2013г 15. И.Ф. Шубина «Техника вязания». 16. И. П. Мартыненко «Уроки вязания». 17. Периодические издания с моделями вязаной одежды: «Верена», «Бурда», «Лиза», «Золушка». 18. Д Кристанини, В Страбелло Цветы вяжем крючком. М. «КОНТЕТ, 2006. 19. У.Стродуб, Т.Ткаченко Мягкая игрушка Ростов на / Дону: 2004. 20. О. Гулидова «Деревья из бисера». «Аст-Пресс», 2015. 21. Е. Круз «Плетение из бисера и бусин». «Аст-Пресс», 2013 Литература для детей 1. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера». М. «Культура и традиции», 2014. 2. М.В. Лукина Бисер – М.: Дрофа – Плюс, 2010. 3.С.Бёрнхем 100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги / Пер. с анг. С.Н. Одинцовой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006144 с.: цв. ил. 4. В.Хуг. Вязаные цветы. М. изд. АРТ – РОДНИК, 2006. 5.Л. Мартынова Фигурки из бисера М. культура и традиции, 2004. 6.И. Кассап – Сель. Объемные фигурки из бисера М.КОНТЭНТ. 2008. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п 1. Дата Время проведен ия занятия Форма занятия Кол -во часо в Тема занятия Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 3. Беседа, практическая работа. 2 4. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Материалы и инструменты 2 Цветоведение. 7. Беседа, практическая работа. 2 8. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 2. 5. 6. 9. 10. 2 2 Введение Развитие направлений прикладного творчества. Национальные традиции народов Ставропольского края. История возникновения бисера. Использование бисера в костюме разных народов. Психологический тест. Основные приёмы плетения бисером. Азбука плетения. Плетение крестиком. Выполнение цепочек крестиком. Беседа «Прикладное Плетение сложных цепочек. 2 Ажурные цветы и листья. 2 Плетение полотна крестиком. Место проведе ния МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Фо рма конт роля Опрос Творческая работа МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Творческая работа Опрос МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Творческая работа Творческая работа 20 11. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Сетчатое плетение. Брошь. 2 Ажурные браслеты. 2 Ажурное полотно. 2 Мозаичное плетение. 2 Мозаичное плетение. 2 17. Беседа, практическая работа. 2 18. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Плетение браслетов различными видами плетения. Плетение браслетов различными видами плетения. Цветное плетение. Сочетание цветов. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая 2 12. 13. 14. 15. 16. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 2 Цветное плетение. Сочетание цветов. 2 Новые способы плетения. Беседа о дружбе между народами. Новые способы плетения. 2 Параллельный способ низания 2 Параллельный способ низания 2 Выполнение плоских фигурок. 2 Выполнение плоских фигурок. 2 Выполнение плоских фигурок. МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Творческая работа Творческая работа Творческая работа Опрос Опрос МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О Творческая работа Опрос Опрос Творческая работа Опрос Творческая работа Творческая работа Опрос 21 22 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Игольныйспособ низания. 2 Игольныйспособ низания. 2 Выполнение деревьев игольным способом. Выполнение деревьев игольным способом. Выполнение деревьев игольным способом. Петельный способ низания. 2 2 2 2 Петельный способ низания. 2 Петельный способ низания. 2 Способ низания бисера дугами. Выполнение цветов.дугами. Способ низания бисера дугами. Выполнение цветов.дугами. Способ низания бисера дугами. Выполнение цветов.дугами. Многослойное плетение. Выполнение образцов. Многослойное плетение. Выполнение образцов. 36. Беседа, практическая работа. 2 37. Беседа, практическая работа. 2 38. Беседа, практическая работа. 2 39. Беседа, практическая работа. 2 40. Беседа, практическая работа. 2 Вышивка сетке. по «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Опрос Творческая работа Творческая работа Опрос Творческая работа МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» Творческая работа 23 41. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Сложны приёмы плетения бисером. 2 43. Беседа, практическая работа. 2 44. Беседа, практическая работа. 2 45. Беседа, практическая работа. 2 Плетение по сетке выпуклого рисунка. Выполнение образцов. Плетение по сетке выпуклого рисунка. Выполнение образцов. Вышивка крестиками и колечками. Фенечки. Вышивка крестиками и колечками. Фенечки. 46. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 Многониточное плетение. 2 Многониточное плетение. 2 49. Беседа, практическая работа. 2 50. Беседа, практическая работа. 2 51. Беседа, практическая работа. 2 52. Беседа, практическая работа. 2 Объёмное плетение. Объёмные цепочки. Выполнение образцов. Объёмное плетение. Объёмные цепочки. Выполнение образцов. Объёмное плетение. Снежинки. Шарики. Объёмное плетение. Снежинки. Шарики. Жгуты. Плотный жгут. Выполнение образцов. 42. 47. 48. МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Творческая работа МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Творческая работа Минивыставка МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» Творческая работа 24 25 53. Беседа, практическая работа. 2 54. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 59. Беседа, практическая работа. 2 60. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. 2 64. Беседа, практическая работа. 2 65. Беседа, практическая работа. 2 66. Беседа, практическая работа. 2 55. 56. 57. 58. 61. 62. 63. 2 2 2 2 Жгуты. Ажурный жгут. Выполнение образцов. Выполнение образцов сложным плетением. Выполнение образцов сложным плетением. Украшения из нитей и бисера. Кулоны. Броши. Украшения из нитей и бисера. Кулоны. Броши. Украшения из нитей и бисера. Пояса. Сумочки. Кошельки. Украшения из нитей и бисера. Пояса. Сумочки. Кошельки. Отделка одежды бисером и нитями. 2 Отделка одежды бисером и нитями. 2 Отделка одежды бисером и нитями. 2 Сувениры и их предназначение. Выполнение сувениров нитей и бисера. Игрушки. Сувениры и их предназначение. Выполнение сувениров нитей и бисера. Игрушки. Выполнение сувениров из нитей и бисера. Салфетки. Брелки Выполнение сувениров из нитей и бисера. МБУД О «ДДТ» Опрос МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Минивыставка Минивыставка Творческая работа Минивыставка Опрос Творческая работа Минивыставка Опрос МБУД О «ДДТ» Творческая работа МБУД О «ДДТ» Минивыставка МБУД О «ДДТ» Творческая работа 26 67. 68. 69. 70. 71. 72. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Беседа, практическая работа. Всего: 2 Салфетки. Брелки Выполнение изделий для интерьера дома. Выполнение изделий для интерьера дома. Настенные панно. 2 Настенные панно. 2 Вазы. Букеты 2 Вазы. Букеты 2 2 МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» МБУД О «ДДТ» Опрос Минивыставка Творческая работа Минивыставка Опрос Минивыставка 144 27