Программа центра по БДД

Содержание
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание первого года обучения
5. Список использованной литературы
6. Информационное обеспечение образовательной программы:
7. Условия реализации программы
8.Формы аттестации
Приложения:
Приложение 1: Критерии промежуточной аттестации
Приложение 2:Критерии итоговой аттестации
Приложение 3: Календарно-тематический план
Приложение 4: Рекомендации по разработке и использованию маршрута
безопасного движения «Дом-Школа-Дом»
Приложение 5:Разработка занятий по программе ЮИД "ПЕРЕКРЕСТОК»

1. Введение
В настоящее время из года в год стремительно растет число транспорта.
Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками
являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
Это происходит во многом потому, что дети или не знают правил
безопасного движения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая
опасных последствий этих нарушений.
Поэтому
очень
важно
воспитывать
у
детей
чувство
дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного
движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил
безопасного поведения на улицах и дорогах. Следует воспитывать у
обучающихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного
движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их
обязанностью.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему
сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные
дифференцированные формы работы с детьми.
Программа «Перекресток» составлена для того, чтобы дети успешно
усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил
дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на
практике применяли свои знания.

2. Пояснительная

записка

Воспитание безопасного поведения на дороге есть часть воспитания
индивидуального стиля жизни человека, целью которого является подготовка к
жизни в обществе, в мире людей и машин. Научно-технический прогресс
усилил автомобилизацию страны и породил такие проблемы как аварийность и
обеспечение безопасности пешеходов.
Особенно обостряется эта проблема в школьном возрасте, когда дети
самостоятельно идут в школу, из школы, в детские объединения и т.д.
Многие родители не в состоянии провожать и встречать детей, а поведение
школьников на дороге зачастую бывает непредсказуемым.
Программа выстроена с учётом психолого-педагогических особенностей
детей, их стремления к деятельности. Она прекрасно адаптированна для работы
с эмоционально-неустойчивыми детьми, с детьми низкой работоспособностью,
нарушениями поведения и для одаренных детей.
Важную роль играет индивидуально-личностное развитие детей. В этом
возрасте большое значение имеет развитие подростка в коллективе. Для
сплочения коллектива и развития детей используется педагогическая
технология -коллективно-творческое дело.
Разработанная программа успешно применяется как для одаренных детей , так
и для детей с отклонениями в развитии .
На занятиях по программе осуществляется работа по профориентации,
обучающиеся знакомятся с работой подразделений ГИБДД. Интересной формой
работы стали совместные рейды объединения «Центра по БДД» с патрульнопостовой службой ГИБДД, на которых выявляются нарушения ПДД.
Сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью
способствуют снижению уровня травматизма детей.
Деятельность Центра осуществляется на основе познавательной, игровой,
целностно-ориентированной деятельности. Она опирается на интерес к
технике, профессии, внутреннее стремление к познанию.
Особенностью программы является то, что она возникла как
необходимость более углубленного изучения правил дорожного движения с
детским
общественным
объединением,
существующим
в
каждом
образовательном учреждении, а также в учреждении дополнительного
образования.
Сейчас на современном этапе развития системы образования возникает
потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС
для каждого образовательного учреждения.
Цель
психологического
сопровождения:
создание
социальнопсихологических условий для развития личности обучающихся и их успешного
обучения.
При этом решаются следующие задачи: систематически отслеживать
психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического
развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся
способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создать
специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям,
имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении; обеспечивать

условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся; развивать
коммуникативные качества личности обучающихся.
Цель программы: усвоение обучающимися содержания ПДД, формирование у
них умений использовать знание ПДД для принятия правильных решений в
конкретных ситуациях.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение
проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях
на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения
велосипеда на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок является
участником дорожного движения. Поэтому чем раньше и чем больше дети
узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность,
тем больше гарантия того, что участие в нем будет осознанным. Главным в
работе с детьми по проблеме безопасного поведения на улицах города является
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознание
объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного
движения.
Новизна программы
Заключается в том, что дети не только изучают правила дорожного движения.
Им поручают изготовить технические и информационные материалы по ПДД,
рисунки фрагментов дорог с дорожными знаками и разметкой, макеты,
карточки, планшеты, составить рассказ, кроссворд.
придумать и провести игру, инсценировку.
Концепция программы
В программе представлены разнообразные виды деятельности детей,
обеспечивающие полноценное усвоение знаний и применение их в игровой,
учебной, практической и творческой деятельности. Программа социальной
работы направлена на изучение основ безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Принципы построения программы:
* Научность
* Доступность
* Наглядность
* Системность
* От простого к сложному.
Работа Центра по БДД основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и их пропаганда ;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований.
Методы обучения:
*
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
*
наглядный показ; практический (выполнение работ по инструкционным
картам, схемам и др.);
*
объяснительно-иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
*
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
*
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
*
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и
групповые и коллективные формы работы.
Программа Центра по БДД относится к социально-педагогической
направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
В работе кружка участвуют обучающиеся 2-4 классов. Занятия проводятся
2 раза в месяц по часу.
Результаты изучения программы
Личностными результатами являются:
*
осознание себя участником дорожного движения, от которого зависит
безопасность на дороге.
*
осознание значимости изучения ПДД, способных обеспечить
привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на
дороге.
*
расширении
сферы
социально-нравственных
представлений,
включающих в себя освоение роли пешехода, пассажира, водителя
транспортного средства.
*
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных ПДД,
требующих для своего выполнения самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на дороге.
*
уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
*
установка на безопасное поведение на дороге, умение ориентироваться в
мире дорожных знаков, правил и мотивации к творческому труду.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
У детей будут сформированы:
*
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
*
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению сверстников.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться:
- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметными результатами являются:
- формирование первоначальных представлений о значении правил
безопасности дорожного движения;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения;
- усвоение основных теоретических знаний ПДД.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний о безопасности дорожного движения, об основах
оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Обучающиеся должны знать:
Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная
полоса, обочина, кювет. Назначение бардюра и пешеходных ограждений.
Что такое остановочный путь, его составляющие.
Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный,
надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного
перехода или перекрестка.
Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и
нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей
части по этим сигналам.
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных
средств.
Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в
группе, организованной колонне.
Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами
транспорта.
Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода
через железнодорожные пути.
Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
Безопасный путь в школу, кружок, магазин и т. п.
Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся должны уметь:
Определять места безопасного перехода через проезжую часть.
Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении
взрослого.
Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе
дороги.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде.
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
Определять признаки движения автомобиля.
Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время
суток.

3. Учебно-тематический план первого года обучения
№

Наименование темы

Тема 1: Введение

Теория Практика
(кол-во (кол-во
часов)
часов)

Всего
(кол-во
часов)

1

Введение в изучаемый предмет.
Разработка методического материала : презентация,
памятка, рабочая тетрадь для обучающихся по
ПДД, на тему:«Дорожные ловушки»

1

1

2

ЮИД, история возникновения.
Разработка методического материала : презентация,
памятка, «Час правил» для обучающихся по ПДД,
на тему:«Правила дорожного движения для
велосипедиста»

1

1

Тема 2: История правил дорожного движения
3

Информация о первом светофоре, автотранспорте,
велосипеде, дорожных знаках.В мире знаков.
Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и обучающихся по ПДД, на
тему:«Светоотражающие элементы»

1

1

4

Виды населённых пунктов.
Разработка методического материала : презентация,
буклеты для родителей и обучающихся по ПДД, на
тему:«Населенный пункт и дети»

1

1

Тема 3: Изучение правил дорожного движения
5

Дорога, её элементы и правила поведения на ней.
Разработка методического материала : презентация,
«Час правил»,памятки для родителей
и
обучающихся по ПДД, на тему:«Дорога и ее
элементы»

1

1

6

Перекрестки — регулируемые и нерегулируемые.
Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и обучающихся по ПДД, на
тему:«Перекрестки»

1

1

7

Светофор.
Регулировщик
и
его
сигналы.
Подготовка к городскому и краевому конкурсу
ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и обучающихся по ПДД,
«Игра « Красный, жёлтый, зелёный» на тему:
«Регулировщик и его сигналы»

1

1

8

Группы дорожных знаков. Подготовка к городскому
и краевому конкурсу ЮИД
Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и обучающихся по ПДД, на

1

1

тему:«Дорожные знаки»
9

Дорожные знаки.Подготовка к городскому и
краевому конкурсу ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
викторина обучающихся по ПДД, на тему:«Знаки и
мы»

1

1

Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
10 Изучение первой медицинской помощи при
ДТП.Подготовка к городскому и краевому конкурсу
ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и обучающихся по ПДД, на
тему:«Первая помощь при ДДП»

1

1

11 Практика
«Оказание
первой
медицинской
помощи».Подготовка к городскому и краевому
конкурсу ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
викторина обучающихся по ПДД, на тему:««Первая
помощь при ДДП»

1

1

12 Автомобильная аптечка.Подготовка к городскому и
краевому конкурсу ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
памятка, «Час правил» для обучающихся по ПДД,
на тему:«Автомобильная аптечка»

1

1

13 История и устройство велосипеда, мопеда, скутера.
Разработка методического материала : презентация,
памятка, «Час правил» для обучающихся по ПДД,
на тему:«ПДД для мопеда и скутера»

1

1

14 Подготовка к городскому и краевому конкурсу
ЮИД.
Разработка методического материала : презентация,
игра
для обучающихся по ПДД, на
тему:«Очередность проезда перекрестка»

1

1

15 Просмотр видеофильмов по ПДД. Дорожные
ситуации.
Разработка методического материала : презентация,
памятка, «Час правил» для обучающихся по ПДД,
на тему:«Раздели дорожные знаки»

1

1

16 Разработка методического материала : презентация,
памятки для родителей и детей, викторина для
обучающихся по ПДД, на тему:«Кто, если не я?»

1

1

17 Просмотр видеофильмов по ПДД. Дорожные
ситуации.

1

18 Итоговое занятие.
1
Разработка методического материала : презентация,
буклет, «Час правил» для обучающихся по ПДД, на
тему:«Дети, каникулы и дорога»
ИТОГО:
18 часов

1
1

4. Содержание первого года обучения:
Тема 1: Введение в изучаемый предмет.
Цель:
Ознакомить обучающихся с целями, задачами Центра по БДД..
Организационные вопросы - структура отряда, положение, обязанности.
Оформление
уголка
«Дорога,
транспорт,
пешеход».
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2: История правил дорожного движения .
Цель:познакомить обучающихся с главными улицами города, с улицами
микрорайона школы. Рассказать об особенностях движения транспорта и
пешеходов по этим улицам. Помочь обучающимся
выбрать наиболее
безопасный путь в учебное заведение. Научить переходить проезжую часть на
этом отрезке пути.
Учебно-наглядные пособия: макет перекрестков, которые располагаются вблизи
школы, модели транспортных средств и фигурки пешеходов,
Необходимая терминология:правила дорожного движения, тротуар, проезжая
часть, перекресток, транспорт, светофор, водитель, пешеход, велосипедист,
посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.
Тема 3: Изучение правил дорожного движения
Цель:объяснить обучающимся назначение ПДД, рассказать о назначении
дорожных знаков. Научить переходить перекрестки по зеленому сигналу
транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора.
Учебно-наглядные пособия:настенные дорожные знаки, таблицы «Обозначение
переходов», «Дорожные знаки», модели трехсекционного светофора и
пешеходного светофора, набор фигур и схем по правилам движения, макет
города, таблицы, «Сигналы регулирования дорожным движением».
Необходимая терминология: стоп; внимание, сигнал, пешеходный светофор,
стойте, идите, дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум,
одностороннее движение, двухстороннее движение.
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Цель: познакомить обучающихся с основными правилами дорожного
движения. Рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов на
регулируемых и нерегулируемых перекрестках.
Учебно-наглядные пособия. Макет перекрестка, набор фигур и схем для
изучения правил движения на перекрестках.
Необходимая терминология: регулируемые и нерегулируемые перекрестки,

внимание, сигнал, стойте, идите, движение запрещено.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
1. Опасные места вокруг образовательного учреждения, дома, на улицах и
дорогах.
2. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным
случаям и авариям.
3. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением.
4. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
5. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и для водителей.
Правила:
1. Переход улиц и дорог по сигналам светофора.
2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам.
3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и
светофоров в зоне видимости.
4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных
средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным
звуковым сигналом.
5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по
обочине и краю проезжей части со взрослыми).
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости
пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по ПДД;
- препятствия из автогородка.
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин
- программа по изучению правил дорожного движения
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма
- методические пособия для изучения ПДД
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных
классах
-Интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства»
-Детское приложение Добрая Дорога Детства
-CD диск «Правила дорожного движения для школьников»

-DVD диск «Уроки тётушки Совы»
-DVD диск «Азбука безопасности»

5. Список использованной литературы
1. Бармин А. В. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград: 2011г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. – М.: 2010.
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей
общеобразоваельных учреждений /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: 2011.
4. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация.
Экспертиза. /авт. сост. Л.Б. Малыхина и др.- Волгоград: Учитель, 2012.
5. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. /Авт.-сост.Л.Орлова. - Москва:
АСТ; Минск: Харвест, 2006.
6. Жатин С. О. Правила дорожного движения.1-4 классы: занимательные
знятия/ авт.-сост С. О. Жатин. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников:
методич. рекомендации; пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В
2-х ч. Ч. 1 / ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение,
2008.
9. Козловская Е. А. Методические рекомендации: формирование у детей и
подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.:
Издательский Дом Третий Рим, 2006.
10. Козырева Е. А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения
дошкольников безопасному поведению на дорогах города, М.: «Центр
Пропаганды», 2008.
11. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений
дополнительного образования. Москва, 2007. Учебное пособие «Дорожная
безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2007.
12. Старцева О. В. Школа дорожных наук. Методическое пособие в помощь
педагогам образовательных учреждений.3-е изд., допол. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
13. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе / Н. К. Смирнов. – М.: АПК ПРО, 2002.
14. Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения; 1-4 классы.
Мастерская учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: ВАКО, 2011.
15. Правила дорожного движения Российской Федерации
16. Панкратова Е. Дыхание по Стрельниковой. // ФИС. – 2001 г. - №7.
17. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2008. – 2ч. - (Стандарты второго поколения). Ч.1 – программы по
русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру,
технологии, рекомендации по организации внеурочной деятельности. Ч. 2. –
программы ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку, ОБЖ.
18. Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» для учащихся 1
класса, под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011.
19. Системный проект профилактики безопасного поведения детей на дорогах,
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, включая
обоснование требований по структуре и связанности её элементов, требований
к содержанию деятельности, оснащению и образовательным программам. – М.:
2006.
20. Управление ГИБДД УВД Иркутской области. Безопасность дорожного
движения для школьников: методическое пособие в помощь учителю по
изучению правил дорожного движения. - Иркутск. Управление ГИБДД УВД
Иркутской области, 2000.
21. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших
школьников /авт. Н.Б.
22. Эйгель С. И. Словарь дорожных понятий, терминов и знаков / С. И. Эйгель.
– М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный
ресурс].- Режим доступа:http://standart.edu.ru/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный

ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки РФ.- Режим
доступа:http://mon.gov.ru/pro/fgos/
3. Власова, Е. Агентство «ИМА-пресс» оживило человечков с дорожных знаков
для социальной кампании ГИБДД. [Электронный
ресурс] /http://www.adme.ru/work,naru
6. Информационное обеспечение образовательной программы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Федеральный закон « О безопасности движения».
« Правила дорожного движения РФ». Утверждены постановлением Совета
Министров Правительства Российской Федерации. Введены в действие с 01
июля 1994 года; с изменениями и дополнениями от 01.04. 2001 г.
« Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации».
Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат « Учись быть пешеходом». Учебно- методическое
пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы.
М.Л. Форштат, А.П. Добровольская, А.В. Эпова, А.В. Новиков
« Пешеход на дороге». Обучающий минимум по Правилам и безопасности
дорожного движения».
М.Л. Форштат, Д.П. Добровольская, А.В. Эпова « О некоторых ошибках в
преподавании Правил дорожного движения»
Д. Клебельсберг « Транспортная психология».
«Психология пешехода и безопасность движения». Методические
указания по групповой и индивидуальной воспитательно- профилактической
работе с пешеходами.
7. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение:
учебный
кабинет,
укомплектованный техническими средствами:
Перечень оборудования, инструментов, материалов: светофор, жезлы;
компьютерные программы; велосипеды.
Информационное обеспечение:
учебные видеофильмы;
разработки
проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных
представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых
финальных слетов и др. ;положения о конкурсах, смотрах и др. дорожные знаки
(игровой материал - собери дорожный знак, какой знак лишний в логической
цепочке, распределить по сериям, кубики с изображением дорожных знаков);
плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщиков», «Сигналы
светофора»; комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы»;
тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов; фотоматериал «Улицы
нашего города»; стенд «Дорожные знаки» распределенные по сериям; стенд
«Дорожная разметка»; наборы тематических плакатов; настольные игры по
ПДД; печатные пособия.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь

высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
детского объединения. Иметь специальные знания в области основ
безопасности жизнедеятельности.

8.Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации программы является участие в
соревнованиях отрядов ЮИД или выступление агитбригад. Формы контроля за
усвоением знаний: теоретические (собеседование, доклады и выступления);
практические занятия проводятся после изучения каждого тематического блока
по правилам поведения на дороге, по основным группам дорожных знаков,
сигналов
светофора,
оказание
доврачебной
медицинской
помощи
(соревнование, слеты). Так же интересным решением подведения итогов
программы может стать: обработка и оформление фото (видео) материала,
отснятого во время теоретических и практических занятий. Оценочные
материалы: прилагаются тесты по ПДД пассажиров, пешеходов,
велосипедистов (приложение 2).

Приложение 1

Критерии промежуточной аттестации
обучающихся объединения «Перекресток»
МБУДО «ДДТ»
Ф.И.О.__________________________________________________________
За какой период__________________________________________________

2.
3.
4.
5.
6.

Критерии приобретенных навыков
обретенных «Перекресток»
Находить дорожные ловушки
Самостоятельно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Принимать участие в пропаганде ПДД
Историю транспорта и ПДД
Дорогу, её элементы и правила поведения на ней
Правила движения по тротуару, улице, дороге
Остановочный путь автомобиля
Особенности дороги осенью, зимой, весной, летом

7.
8.

Опасности дороги в тёмное время суток
Где и как переходить дорогу

№
1.

Количество
баллов

9.
10.

Нерегулируемые и регулируемые перекрёстки, где и как их
переходить
Правила безопасности на дороге

Критерии промежуточной аттестации
обучающихся объединения «Перекресток»
_____ учебный год

Группа №__________________________________________________________
Год обучения_______________________________________________________
Педагог___________________________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Члены аттестационной комиссии:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
№

Ф.И. обучающегося

Количество баллов
Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень

Результат
аттестации

Руководитель объединения

Глазунова Т.В.

Приложение 2

Критерии итоговой аттестации
обучающихся объединения «Перекресток»
МБУДО «ДДТ»
Ф.И.О._______________________________________________________
№

Критерии оценки

1.Зн Знать правила поведения на дороге
2.
Знать дорогу, её элементы и правила
поведения на ней
3.
Знать историю транспорта и ПДД
4.
Уметь отличать особенности дороги осенью,
зимой, весной, летом
5.
Знать сигналы регулировщика
6.
Знать дорожные знаки и их группы
7.
Уметь оказать первую медицинскую помощь
при ДТП
8.
Знать нерегулируемые и регулируемые

Количество баллов
Низкий Средний Высокий
уровень
уровень
уровень
(не
(частично (знает)
знает)
знает)

Резуль
тат

перекрёстки, где и как их переходить
Знать какие опасности ожидают в тёмное
время суток на дороге
Уметь самостоятельно ориентироваться в
дорожных ситуациях
Уметь находить дорожные ловушки

9.
10.
11.

Низкий уровень
0-20 баллов
Средний уровень 20-30 баллов
Высокий уровень 30-40 баллов

Приложение 3

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО «ДДТ»
_______Синьковская Л.Г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий Центра по БДД
на 20 - 20 учебный год
1 год обучения ( 18 занятий по 1 часу)
Руководитель Глазунова Т.В.
№

Дата

Время

Форма

Место

проведения

занятия

проведения

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

Тема

Кол-во
часов

(Среда)

1.

14.00-15.00

Форма контроля

Введение в изучаемый
предмет.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятка,
рабочая тетрадь для
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Дорожные
ловушки»

1

Практич.
занятие

2.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

3.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

4.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

5.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

6.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

ЮИД,
история
возникновения.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятка,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Правила
дорожного
движения
для велосипедиста»
В мире знаков. История
дорожного движения.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятки
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Светоотражающи
е элементы»
Виды
населённых
пунктов.
Разработка
методического
материала
:
презентация, буклеты
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
на тему:«Населенный
пункт и дети»
Дорога, её элементы и
правила поведения на
ней.
Разработка
методического
материала
:
презентация,
«Час
правил»,памятки
для
родителей
и
обучающихся по ПДД,
на тему:«Дорога и ее
элементы»
Перекрестки
—
регулируемые
и
нерегулируемые.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятки
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
на тему:«Перекрестки»

1

Практич.
занятие

1

Теоретич.
занятие

1

Практич.
занятие

1

Теоретич.
занятие

1

Теоретич.
занятие

7.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

Светофор.
Регулировщик и его
сигналы
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятки
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
«Игра
«
Красный,
жёлтый, зелёный» на
тему: «Регулировщик и
его сигналы»

1

Решение
ситуаций.
Игра
«Светофор»

8.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

1

Решение
ситуаций.
Игра
«Светофор»

9.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

1

Теоретич.
занятие

10.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

1

Теоретич.
занятие

11.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

1

Теоретич.
занятие

12.

14.00-15.00

Беседа,

ДДТ

Группы
дорожных
знаков.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятки
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Дорожные
знаки»
Дорожные знаки.
Разработка
методического
материала
:
презентация,
викторина
обучающихся по ПДД,
на тему:«Знаки и мы»
Дорожные
знаки.
Разбор
дорожных
ситуаций
Разработка
методического
материала
:
презентация,
викторина
обучающихся по ПДД,
на тему:«Знаки и мы»
Изучение
первой
медицинской помощи
при ДТП.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятки
для родителей
и
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Первая
помощь при ДДП»
Практика
«Оказание

1

Теоретич.

практичес
кая работа

13.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

14.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

15.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

16.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

17.

14.00-15.00

Беседа,
практичес

ДДТ

первой
медицинской
помощи».
Разработка
методического
материала
:
презентация, викторина
обучающихся по ПДД,
на
тему:««Первая
помощь при ДДП»
Автомобильная аптечка.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятка,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Автомобильная
аптечка»
История и устройство
велосипеда,
мопеда,
скутера
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятка,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на тему:«ПДД
для
мопеда и скутера»
Подготовка
к
городскому и краевому
конкурсу ЮИД.
Разработка
методического
материала
:
презентация, игра для
обучающихся по ПДД,
на тему:«Очередность
проезда перекрестка»
Просмотр
видеофильмов по ПДД.
Дорожные ситуации.
Разработка
методического
материала
:
презентация, памятка,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Раздели
дорожные знаки»
Просмотр
видеофильмов по ПДД.
Дорожные ситуации.

занятие.
Решение
ситуаций.

1

Решение
ситуаций.

1

Решение
ситуаций.

1

Практич.
занятие

1

Практич.
занятие

1

Практич.
занятие

кая работа

18.

14.00-15.00

Беседа,
практичес
кая работа

ДДТ

Разработка
методического
материала
:
презентация,
буклет,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на тему:«Безопасность
во дворе»
Итоговое занятие.
Разработка
методического
материала
:
презентация,
буклет,
«Час
правил»
для
обучающихся по ПДД,
на
тему:«Дети,
каникулы и дорога»
Итого:

1

Практич.
занятие

18 часов

Приложение 4

Рекомендации
по разработке и использованию маршрута безопасного движения
«Дом-Школа-Дом»
Безопасный маршрут движения школьника "Дом-Школа-Дом" -это документ, в котором
сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и
обратно.
Маршрут разрабатывается обучающимся с помощью его родителей. Каждый
разрабатываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого составлен
маршрут, должен уметь объяснить его.
Цель маршрута:
-повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;
-обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути
движения в школу и из школы;
-обучить родителей, принимающих участие в составлении маршрута,
ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типичных
опасностей.
Порядок разработки маршрута:
Родители вместе с детьми проходят путь от дома до школы и обратно и намечают
наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нерекомендуемые)
варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и
безопасные для ребенка:
-Пешеходный переход со светофором более безопасен, чем пешеходный переход без
светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов,
деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со
стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.
Определить участки повышенной опасности, требующие более подробного описания.
Это, как правило, на пути "Дом-Школа":
-выход из дома и первый переход через улицу;
-переход через улицу и перекрестки;
-последний переход через улицу и вход в школу.
На пути "Школа-Дом" участки те же, но определяется выход из территории школы и
последний переход улицы и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной
опасности, и объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются для
прохождения ребенку.
Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от
дома до школы и от школы до дома.
При оформлении маршрута на бланке Безопасный маршрут «Дом-Школа –Дом»
сплошной линией КРАСНОГО цвета со стрелкой обозначается путь движения из дома в
школу.
Путь движения из школы до дома обозначается сплошной линией СИНЕГО цвета со
стрелкой.
На этом же листе ниже нужно написать:
-номер домашнего или мобильного телефона ребенка;
-фамилию, имя, отчество и контактные телефоны родителей.
-можно указать примерное время, которое ребенок затрачивает на дорогу от школы до
дома;
-фамилии одноклассников, которые ходят в школу этой же дорогой или с которыми
ребенок встречается по пути, время, когда у школьника заканчиваются занятия (по дням
недели).
Порядок использования маршрута:
После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в
первые месяцы посещения для первоклассника и несколько раз -для учащихся других
классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практического
овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех
опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
Сопровождая ребенка, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из
дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не
наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.
Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по
себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.
Уважаемые родители, Ваш ребенок должен:
• Уметь принимать своевременное решение, когда бежать и звать на помощь, а когда
просто быть начеку.
• Хорошо знать свой район.
• Не приближаться к густым кустам, насаждениям деревьев, заброшенным домам.
• Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
• Знать, что, отделившись от группы, он становится более уязвимым.
• Не привлекать к себе внимание вызывающим поведением и ценными вещами.
• Быстро обращаться в полицию в случае инцидентов или преступления (тел.102 с
мобильного).

• Строго соблюдать маршрут безопасного движения «Дом–Школа-Дом».
• Знать Правила дорожного движения.
• Запоминать отличительные особенности автомобиля, в случае ДТП.
Задача родителей и учителя при обсуждении безопасного маршрута - не запугать детей, а
предупредить их о возможных опасностях. Для особо впечатлительных пугающие истории
могут стать источником страхов, нарушить нормальную адаптацию к внешнему миру,
вызвать чрезмерную боязливость, тревожность, превратить в неврастеников. Поэтому при
проведении бесед на данную тему родители, как и педагог, должны быть внимательны и
учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка.
Нарисовать план маршрута «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» можно используя Генератор паспорта
дорожной
безопасностиhttp://passport.bdd-eor.edu.ru/routes-constructor/ (Раздел
«Конструктор маршрутов»).

Приложение 5
РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ ЮИД «ПЕРЕКРЕСТОК»
Тема: РАЗРЕШАЕТСЯ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ
(по разделу: «Безопасность и правила
безопасности на дороге»)
Цель: проверка знаний обучающихся по правилам дорожного движения и безопасного
поведения на улицах и дорогах.
З а д ач и :
- обучающиеся должны закрепить представления о безопасном переходе улиц и дорог;
- должны понимать сущность понятий: тротуар, кювет, осевые линии, общественный
транспорт, перекресток, светофор.
- должны
уметь
обобщать,
сравнивать,
доказывать
свою
точку зрения.
Тип з а н я т и я : комбинированный.
Содержание.
Вступительное слово, викторина, игры.
Оборудование:
1. Транспортная площадка.
2. Вопросы викторины.
3. Памятка «Безопасный маршрут».
4. Плакаты с изображением дорожных знаков.
5. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной

работы с детьми по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова. - М.: Просвение, 1982.
6. Ковалъко, В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. / В. И.
Ковалько. -М.: ВАКО, 2004.
7. Ковалева, Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для
школьников / Н. В. Ковалева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Ход занятия
Педагог дополнительного образования. Известно выражение: «Никто не позаботится о тебе
лучше, чем ты сам».
Помните!
Чтоб никогда не попадать
В сложные положения,
Надо знать и соблюдать
Правила движения.
Сегодня у нас итоговое занятие по теме. На нашем занятии присутствуют гости: учитель,
классный руководитель, сотрудник ГАИ (ГИБДД). Это - уважаемое жюри, которое будет
оценивать ваши знания по ПДД.
На столе - запечатанные конверты. Их столько, сколько в отряде ЮИД представителей.
Каждый в порядке очереди берет один конверт и даёт ответ в письменном виде. Через 20
минут жюри предлагает всем сдать конверты с ответами, после чего жюри удаляется для
подведения итогов викторины.
Это время можно занять играми.
Примерные в о п р о с ы для викторины:
1. Какие марки российских автомобилей вы знаете?
2. Как должен двигаться пешеход по загородной дороге?
3. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
4. Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?
5. Какие линии разметки вы знаете?
6. Каковы правила пользования общественным транспортом?
7. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
8. Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
9. Почему правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части?
10. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
11. Как и где нужно переходить улицу, дорогу?
12. Кто называется пассажирами? Каковы их обязанности?
13. Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?
14. Где устанавливают светофоры? Какие виды светофоров вы знаете?
15. Какие линии разметки должен знать пешеход?
16. На какие группы делятся дорожные знаки?
17. Что такое перекресток?
18. Для чего служит обочина дороги?
19. Что такое тротуар?
20. Для чего нужны «островки безопасности»?

21. Для чего служат осевые линии?
22. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
23. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?
24. Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?
25. Расскажи про свой путь «Дом - школа».
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР
Игра «Иду по дорожке».
Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др.
Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.
Игра «Кого назвали - тот и ловит».
Играющие располагаются по кругу. В центре - регулировщик дорожного движения (водящий).
Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет
какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. То, кто не поймал мяч или не назвал
слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
Игра «Подсказки словечко!».
Если свет зажегся красный, Значит, двигаться ... (опасно). Свет
зеленый говорит: «Проходите, путь... (открыт). Желтый свет предупрежденье -Жди сигнала для ... (движенья).
Игра «Тише едешь...».
Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий
отворачивается и произносит «Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп». И
оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не
успел вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший
территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза
может быть, как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все
равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Ведущий читает стихи, дети или молчат, или отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья».
Ведущий. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети. Это я, это я,
Это все мои друзья.
Ведущий. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора?
Дети молчат.
Ведущий. Знает кто, что красный свет -Это значит - хода нет?
Дети. Это я, это я,
Это все мои друзья.
Подведение итогов, награждение.
Тема: ДРУЗЬЯ СВЕТОФОРА
Цель: закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей
транспортных средств, подвижных игр, соревнований.

За д ач и :
- обучающиеся должны закрепить представления о безопасном переходе улиц и дорог, оказании
первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, знании
велотехники;
- должны понимать сущность понятий: тротуар, кювет, осевые линии, общественный
транспорт, перекрёсток, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки;
- должны уметь обобщать, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
Тип з а н я т и я : этапная игра. Содержание.
Парад, получение маршрутных листов, прохождение дистанции, итоги.

Оборудование:
1. Транспортная площадка.
2. Дорожные знаки.
3. Маршрутный лист.
4. Велосипед.
5. Перевязочный материал.
6. Жезл регулировщика.
7. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной
работы с детьми по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова. - М.: Просвещение,
1982.
8. Ковалько, В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. \-А
классы / В. И. Ковалько. -М.: ВАКО, 2004.
9. Ковалева, Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для
школьников / Н. В. Ковалева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Программа соревнований.
Соревнования начинаются с парада. Члены творческого объединения делятся на две команды.
Команды получают маршрутные листы, где указан порядок прохождения дистанции, фиксируется
время. В параде оценивается подача команд, прохождение строем, сдача рапорта, общий вид
команды, элементы формы отряда ЮИД.
Участники этапной игры идут в колонне по 2 человека. Подаются команды: «Отряд! Равняйсь!
Смирно! Шагом марш! Отряд, стой! Направо! (Налево!)».
Рапорт командира: «товарищ главный судья! Команда_________
в количестве____участников готова к участию в этапной игре.
Командир________________».
1-й этап. Дорожные з н а к и .
Каждый участник должен назвать 5 дорожных знаков (за каждый правильный ответ 1 балл).
2-й этап.Помни: п р а в и л а ГАИ - это правила твои!
Оформление: плакаты, рассказывающие о правилах поведения пешеходов, транспортная
площадка, указатель «Переход».
Вопросы и з а д а н и я :
1. Как правильно перейти улицу?
2. На какие указатели надо обращать внимание, идя по улице?
3. Можно ли ходить группами по тротуару?
4. По какой стороне тротуара надо идти?
5. Где идти, если нет тротуара? (5 баллов.)
3-й этап. Регулировщик.

Необходимо показать жесты регулировщика, соответствующие сигналам светофора (по
заданию судьи). (5 баллов.)
4-й этап. Разводка транспорта на перекрестке.
На оживлённом перекрёстке с помощью жезла, развести транспорт, идущий в разных
направлениях. (Максимальное количество штрафных очков - 5 баллов.)
5-й этап. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортном
происшествии.
Умение оказать первую медицинскую помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах. Виды ран, наложение на них повязок, остановка кровотечения, знание
лекарственных растений, умение пользоваться аптечкой. (За неправильный от-{ вет 3
штрафных очка.)
6-й этап. З н а н и е в е л о т е х н и к и .
Умение собрать и разобрать отдельные детали, узлы велосипеда. Определить принадлежность
детали. Найти неисправность. Фигурное вождение велосипеда. (За неправильный ответ 3
штрафных очка.)
7-й этап.Светофор.
Конкурс на лучшее исполнение песен, стихотворений, танца, инсценировок.Подведение
итогов. Награждение.

ВИКТОРИНА по "ПДД"
(проводят участники объединения)
Учитель: Здравствуйте, ребята!Сегодня мы поиграем в игру, которую назвали “А+Б”. Буква
“А” – это азбука. Что это за слово, вы все хорошо знаете. Все буквы русского языка вместе –
это и есть азбука. Почему с этого слова начинается грамотный человек? Да потому, что без
знания букв не прочтешь ни одного слова. Буквы – это основа чтения. И мы с вами будем
учиться не просто словам, а целым правилам и не просто правилам, а правилам
безопасности. Вот и появилось 2-е слово нашей игры – безопасность.
А теперь давайте вместе прочтем название нашей игры – “Азбука безопасности”.
А что такое безопасность?
(Ответы детей.)
Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным,
строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности.
“Азбука безопасности” – обозначает то, что мы с вами, ребята, будем учить правила
безопасности движения на дорогах и улицах, или сокращенно ПДД. Научившись разбираться
в правилах безопасности, мы должны строго их выполнять.
Знание ПДД необходимо и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их.
Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно. Вы знаете
много правил и выполняете их. А правила дорожного движения надо очень хорошо знать. Не
зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду.
Взгляните на эти данные по дорожно-транспортным происшествиям за прошлый год. Вы
видите цифры, написанные красным цветом. За этими цифрами скрываются жизни людей.
Чтобы с вами не случилось несчастья, правила дорожного движения надо изучать и
соблюдать.
Стук в дверь. Заходит инспектор ГИБДД:
– Неужели я опоздал? Здравствуйте, ребята, здравствуйте, друзья мои! Давно мы с вами не
встречались, правда? И ведь неудивительно:
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и пистолетом
На посту зимой и летом?
Поселковый постовой:
Это тоже часовой!
Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.
Ну, а у вас все в порядке? Вы и ПДД хорошо знаете, и не шалите на дорогах? Правда? А
сейчас это и проверим. Знаете ли вы песни и стихи о ПДД?
Дети исполняют: песню “Помни” (слова В.Мурзина, музыка С.Миролюбова.)
1 ученик
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
2 ученик
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
3 ученик
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход
4 ученик
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.
5 ученик
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
6 ученик
Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.
Инспектор ГИБДД:
– Молодцы, ребята. Скоро конец вашего первого учебного года. Я вас поздравляю. А чтобы
вы были здоровыми и веселыми в следующем учебном году, сегодня мы поиграем в игру
“Знай и отвечай”. Вопросы будут интересные, а ответы полезные.

Перед тем, как начать викторину, проведем словарную работу. Повторим те слова, которые
пригодятся для ответов. (Проводится устный орфографический диктант: дети читают слова,
написанные на табличках, и запоминают. Учитель закрывает слова и читает их
орфоэпически, дети хором произносят слова орфографически).
Молодцы, а теперь в путь. За каждый правильный ответ ученик получает дорожный знак. В
конце урока определим победителя. У кого больше дорожных знаков – тот и победил.
Вопросы викторины
 Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар.)
 Как пешеходы должны ходить по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
 При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленном.)
 Где нужно переходить улицу? (На пешеходном переходе.)
 Вот большой зеленый сквер “Ура”, а получиться “Уа”!.. Что означает этот дорожный
знак. (Стоянка.)
 Нарисован человек, землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный кто-то?
Что за знак? (Ремонт дороги.)
2. Отчего бы это вдруг стрелки дружно встали в круг.
И машины друг за другом мчатся весело по кругу?
Что такое, в самом деле, словно мы на карусели?..
Что означает знак? (Круговое движение.)
 Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Нет.) Почему?
 С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу. (С 14 лет). А где
кататься детям до 14 лет? (Во дворах, парках, площадках)
 Можно ли велосипедистам выпускать руль из рук? (Нет.) Почему?
 Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так :
В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то,
Мой приятель говорит :
“Это значит – путь закрыт”.
Там спортсмены впереди,
С номерами на груди.
На дороге – эстафета,
Надо ж детям бегать где-то,
Но боюсь, однако, смысл другой у знака…
Какой же смысл этого знака, ребята? Что же он значит? (Осторожно, дети).
 Машины мчат во весь опор,
И вдруг на встречу знак.
Изображен на нем забор?
Я тру глаза, в упор –
Шоссе закрыто на запор?!
Нет, что-то здесь не так.
Заборы строят на пути,
Кому на ум придет?
А как баранку не крути,
Тут нет пути в обход!
Разгадку мигом я нашел:
решил художник пошутить,
знак говорит, что надо машинам
притормозить, и… лезть через забор,

возможно, знака смысли иной,
но кто подскажет мне какой?
(Переезд со шлагбаумом.)
PS: Кроме названий дорожных знаков дети должны вспомнить, где они устанавливаются и
где эти знаки встречаются в их селе (городе).
Инспектор ГАИ: Ребята, мне с вами очень интересно, вы очень много знаете о ПДД и на
вопросы викторины ответили правильно. А что вы знаете про светофор?
Выходят 3 девочки, на голове каждой из них картонный макет светофора с “глазом”
определенного цвета (красного, желтого или зеленого).
Выходят девочки под мелодию “песенки крокодилы Гены”. Под музыку исполняют несколько
танцевальных движений. Музыка затихает.
1-я девочка: Готовясь к празднику, мы узнали, что светофор не всегда был такой, как сейчас.
Светофоры появились на улице не так давно, всего чуть более 60 лет назад.
2-я девочка: Выглядели они так. Со всех четырех сторон на них были 3 цветных стекла
(зеленое, желтое, красное), а по ним медленно ползла большая черная стрелка. Такие
светофоры были неудобны. Перекресток свободен, а ты жди, пока стрелка доползет до
зеленого цвета. Современные светофоры-автоматы намного удобнее.
Учитель: – А почему светофор называется светофором?
3-я девочка: Это слово стоит из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А
“фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или
“носитель”. А все вместе, светофор – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно,
несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного.
Учитель: - А теперь хорошо вам знакомые зеленые, желтые, красные цвета светофора
приглашают вас потанцевать. Только танец этот “светофорный”. Если впереди зеленый
братец, танцуйте веселее, если вперед выходит желтый братец – стойте! Остановитесь. Ну, а
если красный – “нельзя идти на красный свет”!!! Все дети танцуют с девчонками.
Учитель: – Молодцы! Танец был замечательный. По разным областям науки и техники
издаются различные книги, в том числе и энциклопедии. Есть энциклопедия медицинская,
техническая, сельскохозяйственная и т.д. Но до сих пор, к сожалению, нет энциклопедии по
правилам дорожного движения. А это совершенно необходимо. Врачи, инженеры, рабочие,
артисты, школьники каждый день становятся то пешеходами, то пассажирами. Ведь по
улицам и дорогам ходят все. Но есть книги, выпущенные специально для учащихся школ. И я
хочу вас с ними познакомить. Выставка книг с кратким их обзором.
Учитель: С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах,
переходят через улицы. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И
значит, они всю жизнь, сдают экзамены на право называется дисциплинированными
водителями
(пусть
даже
велосипеда),
дисциплинированными
пассажирами,
дисциплинированными пешеходами. Экзамен по ПДД каждый из нас сдает всю свою жизнь.
Здесь каждая “двойка” может обернуться травмой или даже гибелью. Так пусть все наши
ученики всю жизнь будут круглыми отличниками по ПДД.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили прекрасные рисунки по ПДД.
ВИКТОРИНА по ПДД
1.Что означает терми «проезжая часть» ?
a) – расстояние между зданиями, включая тротуары;
b)– части дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

c) – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
2.Кого называют «водителем»?
a) – лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
b)– лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
c) – лицо, ведущее велосипед.
3. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
a) – никак;
b)– оштрафовать;
c) – посадить в тюрьму.
4.Где разрешается кататься на санках или лыжах?
a) – по дороге, предназначенной для пешеходов;
b) – по правой стороне проезжей части;
c) – в специально отведенных местах.
5.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
a) – на перекрестке по линии тротуаров или обочины;
b)– в любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе
стороны;
c)– во всех вышеперечисленных случаях.
6. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
a) – всегда, если это безопасно;
b)– если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо
просматривается в обе стороны;
c) – в произвольном месте переходить дорогу нельзя.
7. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал,
не успел дойти до середины проезжей части?
a) – продолжить переход;
b)– вернуться обратно на тротуар;
c)– дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
8.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
a) – нет, не разрешен;
b) – да, разрешен;
c)– разрешен, если нет автомашин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».