Информационная карта. Образовательная программа объединения «Гиды Ставрополья». Регистрация: МБУДО «ДДТ» города-курорта Железноводска Объединение: «Гиды Ставрополья» Ф. И. О. педагога: Бамбуко Златислава Фалесовна Вид программы: составительская. Программа составлена на основе программы «Школа экскурсовода» МБУДО ЦТ «Радуга» города Лермонтова Ставропольского края. Целевая установка: формирование начальных направлению Экскурсовод. Специфика содержания: базовая (фундаментальная). Функциональное назначение: развивающее. Форма реализации: стационарная. Масштаб реализации: групповой. Возрастной диапазон: 10 — 17 лет. Продолжительность реализации: один год. Область образования: познание. Направленность: туристко-краеведческая. компетенций по Пояснительная записка Направленность программы – туристко-краеведческая направленность. В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой родины, активизировать работу школьников по изучению родного края. Основанием для разработки курса служит тот факт, что школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Для решения этой проблемы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного экскурсовода» (далее – Программа) предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научной-исследовательской, так и просветительской деятельности. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые имеют проблемный или частично-поисковый характер, что способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей. После усвоения Программы учащиеся могут применять полученные знания и умения в методической работе экскурсоводческой деятельности, проводить экскурсии в своих школах, музеях; смогут оказывать помощь начинающим экскурсоводам и проводить пропаганду экскурсионных возможностей своего края посредством написания научных, исследовательских и иных работ. Программа является вариативной. Педагог имеет право корректировать учебно-тематический план для более успешной организации образовательного процесса на разных этапах реализации программы. Программа предусматривает проведение проверки знаний с помощью практических занятий и участия в организационнно-массовых мероприятиях. Программа подходит для занятий с обучающимися с ОВЗ. Педагог учитывает физические и психологические потребности каждого обучающегося. Отличительной особенностью реализации Программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода, что очень актуально для туристического региона. В курсе обучения по данной Программе обучающиеся выполняют простейшие задания, знакомятся на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний, выписки цитат, фактов из литературы. Особое внимание при этом уделяется изучению истории, культуры, природы родного края. С целью развития интереса к занятиям в объединении, они проводятся в форме экскурсий в музеи, на природу, предприятия, по городу. Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ: – разнообразием активных форм организации деятельности обучающихся; – совпадением интересов детей и взрослых; – возможностью заниматься поисково-исследовательской деятельностью; – имеет профориентационную направленность; – способствует более глубокому изучению исторического наследия родного края. Настоящая образовательная Программа составлена на основе основных нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 28.09.2020 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ; Адресат программы – обучающиеся возраста 10-17 лет. Срок освоения программы – 1 год. Объем программы – 144 часа. Режим занятий : 1 год — 2 раза в неделю по 2 часа. Форма организации образовательного процесса – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Виды занятий по программе: изучение теории; изучение навыков экскурсовода; применение навыков на практике; Уровень освоения программы – базовый уровень. Цель и задачи программы Цель программы направлению Экскурсовод. Задачи – формирование начальных компетенций по Образовательные: 1. приобретение глубоких краеведческих знаний; 2. обучение приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода. Воспитательные: 1. способствовать воспитанию чувства патриотизма к малой родине; 2. способствовать воспитанию коммуникативной культуры, культуры поведения в общественных местах; 3. воспитывать самостоятельность, творческую инициативу учащихся. Развивающие: 1. способствовать развитию памяти, внимания, навыков публичных выступлений; 2. способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению истории и краеведения. 3. развивать способность становиться субъектом собственной деятельности; 4. развивать способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей. Планируемые результаты При реализации программы «Школа юного экскурсовода» обучающимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные результаты: готовность и способность к усвоению новых знаний; уверенность в себе. Познавательные универсальные учебные действия: способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог; умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка; умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки. Предметные результаты: Будут знать: – составление научного паспорта памятника на маршруте; – простейшие основы составления экскурсионного маршрута; – методику подготовки и проведения экскурсии; Будут уметь: – с помощью педагога анализировать, планировать маршрут экскурсии; – осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; – самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; – самостоятельно составлять текст экскурсии и провести экскурсию. Формы и методы, используемые при реализации программы: практический: занятия в музеях, библиотеках, ролевые игры, встречи с участниками исторических событий, тренировочные упражнения с микрофоном; -наглядный: изучение правил поведения на маршрутах, в автобусах при посещении музеев, храмов, исторических памятников и памятных мест. в воспитании: методы воспитания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений гражданина, патриота: беседа, рассказ, дискуссия; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, приучение, требования, создание воспитательных ситуаций; методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, экскурсия, тематический вечер, игра. Формы организации занятий: Лекции, беседы, экскурсии, конференции, встречи со знаменитыми людьми города и области, с участниками исторических событий, конкурсы, посещение музеев, работа в библиотеках, архивах. Обучение по Программе очное. Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методы и приёмы обучения: изучение исторических источников, запись воспоминаний участников событий, изучение исторической литературы, изучение экспозиций и фондов музеев, запись воспоминаний и интервью знаменитых земляков и интересных людей, обобщения и выводы после экскурсии. Основными активное участие показателями детей и результативности подростков в программы является конкурсно-соревновательных мероприятиях по изучению маршрутов путешествий, подготовке и проведению экскурсий. Это позволяет им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы «Юный экскурсовод», заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде туризма и краеведения, здорового образа жизни, в получении профессии экскурсовода. Формы подведения итогов: конкурс на составление лучшего экскурсионного маршрута: написание текста экскурсии, создание методической разработки и «портфеля экскурсовода»; на лучшее проведение экскурсии, викторины по краеведению, доклада и другие массовые тематические мероприятия. Учебно-тематический план Количество часов № Наименование п/ Практ раздела, темы Всего Теория п ика 1. Вводное занятие. 2 1 1 Входящая диагностика 2. История развития 6 6 экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России. 1 БЛОК: Изучение археологического, исторического и культурного наследия 3. Архитектур6 5 1 ное Ставрополье 4. Памятники истории и 6 5 1 культуры Кавказских Минеральных вод 5. Методы изучения па6 5 1 мятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация 6. Методика фиксирова6 4 2 ния историко-краеведческих наблюде- Форма контроля Тестирование Презентация 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ний. Ведение дневника. Археологические 6 4 объекты Ставропольского края Археологические 4 2 объекты Кавказских Минеральных вод Биоразнообразие 6 4 Ставрополья и Кавказских Минеральных вод 2 БЛОК: Туристско-краеведческие возможности края Туристские марш6 4 руты Ставропольского края Туристские маршру6 4 ты Кавказских Минеральных вод 3 БЛОК: Экскурсия. Методика подготовки и проведения Понятие экскур6 4 сии, признаки и классификация, технология подготовки. Методика подготовки экскурсии, её этапы Определение цели 4 2 экскурсии и темы; отбор литературы и других источников Промежуточная атте2 стация. Определение источ4 2 ников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии. Предварительный 6 4 объезд или обход маршрута экскурсии Подготовка контроль6 4 ного текста экскур- 2 2 2 2 Презентация 2 Практическое задание 2 Презентация 2 2 Практическое задание. 2 2 2 Практическое задание 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. сии, комплектование портфеля экскурсовода, составление карточек экскурсионных объектов Составление методи6 4 2 ческой разработки (технологической карты), составление индивидуального текста экскурсии Определение методи4 2 2 ческих приемов проведения экскурсии, определение техники ведения Приемы и сред4 2 2 ства экскурсионного показа Формы и приемы 4 2 2 рассказа экскурсовода Повторный объезд 6 4 2 маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста Причины неудач во 4 2 2 время проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления Особенности прове4 2 2 дения экскурсии для различных групп. Элементы ритуала на экскурсии 4 БЛОК: Основные требования к профессии экскурсовода. Риторика и стили6 4 2 стика речи экскурсовода. Условия успешного общения Структура речи экс6 4 2 курсовода, её культура и техника. Внеш- Практическое задание Практическое задание Практическое задание ний вид 5 БЛОК: Экскурсионные маршруты. 27. Экскурсионные 4 2 маршруты 28. Анализ проведенных 4 2 экскурсий 29. Итоговое занятие 4 2 Итого 144 94 2 2 2 Практическое задание Практическое задание Практическое задание. Тестирование. 50 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тематический глоссарий. (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час). Собеседование, выяснение мотивов обучающихся изучить данную деятельность. Теоретическая часть: музеи краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. 2. История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России (6 часов теория). Практическая часть: знакомство с музеями города. 3. Архитектурное Ставрополье (6 часов: теория – 5 часов, практика – 1 час) Теоретическая часть: Краеведение и туризм. Краеведческие объекты как источник изучения родного края. Практическая часть: Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. «Архитектурное Ставрополье» 4. Памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод (6 часов: теория – 5 часов, практика – 1 час). Теоретическая часть: Краеведение и туризм. Краеведческие объекты как источник изучения родного края. Практическая часть: Экскурсия в краеведческий музей. «Архитектура старого Пятигорска, Кисловодска». 5. Методы изучения памятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация (6 часов: теория – 5 часов, практика – 1 час). Теоретическая часть: Знакомство с краеведческими и историческими объектами, их паспортизация. Практическая часть: знакомство с документами, используемыми для оформления объектов. 6. Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: знакомство с перечнем поисково- собирательских документов. Практическая часть: виды документов для фиксации объектов, знакомство с дневником наблюдений. 7. Археологические объекты Ставропольского края (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: Археологическая разведка и раскопки. Правила и порядок работы археологов. Обработка археологических материалов. Практическая часть: Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с археологическими объектами. 8. Археологические объекты Кавказских Минеральных вод (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: Археологическая разведка и раскопки. Правила и порядок работы археологов. Обработка археологических материалов. Практическая часть: Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с археологическими объектами. 9. Биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: знакомство с флорой и фауной Кавказских Минеральных вод и Ставропольского края, представителями Красной книги, природными сообществами, ООПТ. Практическая часть: определение понятий «живой символ территории», составление списка претендентов, знакомство с заказниками Ставрополья. 10. Туристские маршруты Ставропольского края (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: Туристские маршруты Ставропольского края. Выбор района путешествия. Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. Изучение литературы по избранному маршруту. Практическая часть: Виртуальная экскурсия: «Исторические, археологические, культурные, природные памятники Ставрополья». Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях. 11. Туристские маршруты Кавказских Минеральных вод (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: Туристские маршруты Кавказских Минеральных вод. Выбор района путешествия. Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. Изучение литературы по избранному маршруту. Практическая часть: Экскурсия: «Исторические, археологические, культурные, природные памятники Кавказских Минеральных вод». Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование. 12. Понятие экскурсии, признаки и классификация, технология подготовки. Методика подготовки экскурсии, её этапы (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: лекция-рассказ о том, что такое экскурсия, признаки экскурсии: наличие экскурсионной группы и квалифицированного экскурсовода, протяженность экскурсии во времени и пространстве, целенаправленность ее проведения. Практическая часть: просмотр видеоматериалов «Из опыта экскурсионной работы». 13. Определение темы и цели экскурсии; отбор литературы и других источников (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: определение темы и цели экскурсии, отбор объектов, соответствующих раскрытию темы. Практическая часть: составление списка книг брошюр статей, раскрывающих тему экскурсии, работа в библиотеке, в архиве, в экспозициях и фондах музеев. 14. Промежуточная аттестация (2 часа практика). 15. Определение источников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: изучение классификации экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии; методические указания по теме экскурсии, закрепление за каждым учащимся темы экскурсии для проведения показательных занятий. Практическая часть: составление предварительного текста экскурсии 16. Предварительный объезд или обход маршрута экскурсии (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Практическая часть: постановка задач объезда (обхода) маршрута: планировка, хронометраж, выбор методики, выбор объектов, определение мер безопасности. 17. Подготовка контрольного текста экскурсии, комплектование портфеля экскурсовода, составление карточек экскурсионных объектов (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: подготовка контрольного текста экскурсии Практическая часть: подбор материалов для «портфеля экскурсовода»: фотографии, схемы, карты, репродукции изобразительного искусства. Составление карточек экскурсионных объектов 18. Составление методической разработки (технологической карты), составление индивидуального текста экскурсии (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: изучение понятия «методическая разработка» согласно приложения «Е» Госстандарта РФ. Практическая часть: составление методических разработок (описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижениях от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания, схема методической разработки, логические переходы, выводы, последовательность изложения фактического материала). 19. Определение методических приемов проведения экскурсии, определение техники ведения (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: изучение классификации методиче- ских приемов. Практическая часть: составление организационных во- просов экскурсионного процесса. 20. Приемы и средства экскурсионного показа (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть изучение средств и приемов показа экскурсионного объекта: выбор местоположения, расстановка группы, последовательность показа объектов, движение в экскурсии. Практическая часть: организация экскурсионного показа, корректировка текста. 21. Формы и приемы рассказа экскурсовода (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: изучение форм и приемов рассказа экскурсовода. Практическая часть: отработка практических умений и навыков показать объекты и умение рассказать о самих объектах и связанных с ними исторических событиях на экскурсии по городу на отдельных памятниках города. 22. Повторный объезд маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Практическая часть: объезд маршрута экскурсии с последующей творческой дискуссией с обменом мнениями, выявлениями недочетов. 23. Причины неудач во время проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления (4 часов: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: поиск и анализ причин, изучение речевых стратегий, тактик и приемов, спор во время экскурсии. Практическая часть: изучение средств преодоления кризисов: повременная смена объектов, использование наглядных средств из «портфеля экскурсовода», включение в рассказ материала, поданного в сравнении, юмора. 24. Особенности проведения экскурсии. Элементы ритуала на экскурсии (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть: изучение методических приемов, увеличивающих силу эмоционального воздействия, вовлекающих в активную исследовательскую деятельность. Практическая часть: использование технических средств, изучение приемов литературного монтажа и цитирования. 25. Риторика и стилистика речи экскурсовода (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Теоретическая часть. умение вести грамотно рассказ, правильно показывать объекты изучения, использовать портфель экскурсовода, звукозаписи. 26. Структура речи экскурсовода, её культура и техника. Внешний вид (6 часов: теория – 4 часа, практика – 2 часа). Практическая часть: упражнения на дыхание (скороговорки, чтение прозы и стихов), обучение владению микрофоном, обучение проведению моментов ритуала во время экскурсии и др. Одежда экскурсовода 27. Проведение экскурсий (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). Теоретическая и практическая часть: проведение экскурсий по выбранным темам для членов своего объединения (по очереди) с последующим коллективным обсуждением, а на остальных практических занятиях - для обучающихся и родителей. 28. Анализ проведенных экскурсий. Рефлексия (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). 29. Итоговое занятие (4 часа: теория – 2 часа, практика – 2 часа). КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарно-тематический план Календарно-тематический план – это составная часть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебно-тематическим планом программы, календарным учебным графиком МБУДО ДДТ и расписанием учебных занятий по программе. В календарно-тематическом плане должны быть отражены: даты занятий; темы занятий и их последовательность; количество часов (всего, теория, практика); формы и методы аттестации (контроля). Корректировка учебно-тематического плана при необходимости проводится в течение всего учебного года. На невыполнение полного объема календарно-тематического плана влияет временная нетрудоспособность педагога, учебный отпуск. Последовательность наименований разделов и тем учебно-тематического плана может не совпадать с календарно-тематическим планом с учетом процесса освоения обучающимися программы и поддержания устойчивого интереса обучающихся в процессе реализации программы Календарно-тематический план является приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период обучения для каждой учебной группы. Условия реализации программы Для успешной реализации программы используются следующие дидактические пособия: рисунки, презентации, тематические картинки, видеоматериалы, учебные пособия. Материально-техническое оснащение для реализации программы предусматривает: - оборудование: столы, стулья; - компьютер, колонки; - карта, микрофон, диктофон; - планшет. -ручки, листы, карандаши. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, методист Бамбуко З.Ф. Формы аттестации / контроля С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебновоспитательного процесса проводится аттестация обучающихся в течение всего периода обучения. Для выявления уровня теоретической и практической деятельности обучающихся проводится входящая диагностика. Формой проведения входящей диагностики является теоретическое и практическое задание на знание промежуточной базовых аттестации знаний является и умений. проведение Формой проведения спектакля. Формой проведения итоговой аттестации является проведение спектакля. Входящая диагностика Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения. Задачи: - выявить уровень теоретических знаний; - выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения. Срок проведения: сентябрь. Форма проведения: контрольное занятие. Теоретическая часть: 1. Что такое экскурсия? 2. Какие архитектурные объекты в Ставропольском крае вы знаете? 3. Какие археологические объекты Ставропольского края вы знаете? 4. Что вы знаете о биоразнообразии Ставропольского края? 5. С какими историческими фактами о Ставропольском крае вы знакомы? Критерии оценки: Высокий уровень развития – обучающийся может ответить на все вопроса. Средний уровень развития – обучающийся не может ответить на одиндва вопроса. Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопросы. Промежуточная аттестация Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за прошедший период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи: определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения; Срок проведения: январь Форма проведения: экскурсия. Содержание Теоретическая часть: 1. История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России. 2. Какие вы знаете памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод? 3. Какие вы знаете методы изучения памятников истории и культуры? 4. Расскажите о Методике фиксирования историко-краеведческих наблюдений. 5. Какие вы знаете археологические объекты Ставропольского края? 6. Какие вы знаете археологические объекты Кавказских Минеральных вод? 7. Расскажите о биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод Практическая часть: 1. Каждый обучающийся проводит небольшую экскурсию. Критерии оценки Низкий уровень – обучающийся забывал слова, не смог ответить на теоретические вопросы. Средний уровень – обучающийся забывал слова, но хорошо провёл экскурсию. Ответил почти на все теоретические вопросы. Высокий уровень – обучающийся хорошо провёл экскурсию, смог ответить на все вопросы. Итоговая аттестация Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за прошедший период обучения. Задачи: определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения; Срок проведения: Май. Форма проведения: конкурс экскурсий. Содержание Практическая часть: 1. Обучающиеся придумывают экскурсию и проводят её. Теоретическая чать: 1. История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России. 2. Какие вы знаете памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод? 3. Какие вы знаете методы изучения памятников истории и культуры? 4. Расскажите о Методике фиксирования историко-краеведческих наблюдений. 5. Какие вы знаете археологические объекты Ставропольского края? 6. Какие вы знаете археологические объекты Кавказских Минеральных вод? 7. Расскажите о биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод 8. Какие вы знаете приемы и средства экскурсионного показа? 9. Какие вы знаете формы и приемы рассказа экскурсовода Критерии оценки Низкий уровень – обучающийся забывал слова, не смог ответить на теоретические вопросы. Средний уровень – обучающийся забывал слова, но хорошо провёл экскурсию. Ответил почти на все теоретические вопросы. Высокий уровень – обучающийся хорошо провёл экскурсию, смог ответить на все вопросы. Методы проведения аттестации: Практика – выполнение практического задания. Теория — ответы на вопросы. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие. Год обучения Вид и дата проведения 1 Входящая Промежуточная Итоговая Сентябрь Январь Май Методические материалы Пособия по работе с обучающимися: книги, журналы. Учебные пособия для обучающихся: тексты для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал. Методические пособия для педагога: таблицы, схемы, образцы, интернет - ресурсы. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Реализация программы или ее частей может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: - самостоятельное изучение учебного материала; - учебные занятия (теоретические и практические); Календарный учебный график № 1. 2. 3. 4. Дата Время Количе Тема занятия занятия проведения ство часов 14:00 2 Вводное занятие. Входящая диагностика 14:00 2 История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России. 14:00 2 История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в России. 14:00 2 История развития экскурсионного дела. Место Форма провед контро ения ля Учебны Тестир й класс ование Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс 5. 14:00 2 6. 14:00 2 7. 14:00 2 8. 14:00 2 9. 14:00 2 10 . 14:00 2 11 . 14:00 2 12 . 14:00 2 13 . 14:00 2 14 . 14:00 2 15 . 14:00 2 16 . 14:00 2 17 14:00 2 Экскурсионное дело в России. Архитектурное Ставрополье Архитектурное Ставрополье Архитектурное Ставрополье Памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод Памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод Памятники истории и культуры Кавказских Минеральных вод Методы изучения памятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация Методы изучения памятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация Методы изучения памятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. Археологические объекты Учебны Презен й класс тация Учебны Презен й класс тация Учебны Презен й класс тация Учебны й класс Учебны й класс Пушки нский терренк ур Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Аллея памяти Лечебн ый парк Учебны . 18 . 19 . 20 . 14:00 2 14:00 2 14:00 2 21 . 14:00 2 22 . 14:00 2 23 . 14:00 2 24 . 14:00 2 25 . 26 . 27 . 28 . 14:00 2 14:00 2 14:00 2 14:00 2 29 . 14:00 2 30 . 14:00 2 31 . 14:00 2 32 . 14:00 2 Ставропольского края Археологические объекты Ставропольского края Археологические объекты Ставропольского края Археологические объекты Кавказских Минеральных вод Археологические объекты Кавказских Минеральных вод Биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод Биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод Биоразнообразие Ставрополья и Кавказских Минеральных вод Туристские маршруты Ставропольского края Туристские маршруты Ставропольского края Туристские маршруты Ставропольского края Туристские маршруты Кавказских Минеральных вод Туристские маршруты Кавказских Минеральных вод Туристские маршруты Кавказских Минеральных вод Понятие экскурсии, признаки и классификация, технология подготовки. Методика подготовки экскурсии, её этапы. Понятие экскурсии, признаки и классификация, й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Краеве дчески й музей Учебны й класс Учебны й класс Пещера вечной мерзло ты Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Презен тация Презен тация Презен тация Практи ческое задание Практи ческое задание Практи ческое задание Госпит альный терренк ур Учебны Презен й класс тация Учебны Презен й класс тация технология подготовки. Методика подготовки экскурсии, её этапы. Понятие экскурсии, признаки и классификация, технология подготовки. Методика подготовки экскурсии, её этапы. Определение цели экскурсии и темы; отбор литературы и других источников. Определение цели экскурсии и темы; отбор литературы и других источников. Промежуточная аттестация. Определение источников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии. Определение источников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии. Предварительный объезд или обход маршрута экскурсии 33 . 14:00 2 34 . 14:00 2 35 . 14:00 2 36 . 37 . 14:00 2 14:00 2 38 . 14:00 2 39 . 14:00 2 40 . 14:00 2 Предварительный объезд или обход маршрута экскурсии 41 . 14:00 2 Предварительный объезд или обход маршрута экскурсии Учебны Презен й класс тация Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Выбран ное место экскурс ии Выбран ное место экскурс ии Выбран ное место 42 . 14:00 2 43 . 14:00 2 44 . 14:00 2 45 . 14:00 2 46 . 14:00 2 47 . 14:00 2 48 . 14:00 2 49 . 14:00 2 Подготовка контрольного текста экскурсии, комплектование портфеля экскурсовода, составление карточек экскурсионных объектов Подготовка контрольного текста экскурсии, комплектование портфеля экскурсовода, составление карточек экскурсионных объектов Подготовка контрольного текста экскурсии, комплектование портфеля экскурсовода, составление карточек экскурсионных объектов Составление методической разработки (технологической карты), составление индивидуального текста экскурсии Составление методической разработки (технологической карты), составление индивидуального текста экскурсии Составление методической разработки (технологической карты), составление индивидуального текста экскурсии Определение методических приемов проведения экскурсии, определение техники ведения Определение методических приемов проведения экскурсии, экскурс ии Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание Учебны Практи й класс ческое задание 50 . 51 . 52 . 53 . 54 . 14:00 2 14:00 2 14:00 2 14:00 2 14:00 2 55 . 14:00 2 56 . 14:00 2 57 . 14:00 2 58 . 14:00 2 59 . 14:00 2 60 . 14:00 2 61 . 14:00 2 62 14:00 2 определение техники ведения Приемы и средства экскурсионного показа Приемы и средства экскурсионного показа Формы и приемы рассказа экскурсовода Формы и приемы рассказа экскурсовода Повторный объезд маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста Повторный объезд маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста Повторный объезд маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста Причины неудач во время проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления Причины неудач во время проведения экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления Особенности проведения экскурсии для различных групп. Элементы ритуала на экскурсии Особенности проведения экскурсии для различных групп. Элементы ритуала на экскурсии Риторика и стилистика речи экскурсовода. Условия успешного общения Риторика и стилистика Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Выбран ное место экскурс ии Выбран ное место экскурс ии Выбран ное место экскурс ии Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны Практи ческое задание Практи ческое задание Практи ческое задание 63 . 14:00 2 64 . 14:00 2 65 . 14:00 2 66 . 14:00 2 67 . 14:00 2 речи экскурсовода. Условия успешного общения Риторика и стилистика речи экскурсовода. Условия успешного общения Структура речи экскурсовода, её культура и техника. Внешний вид Структура речи экскурсовода, её культура и техника. Внешний вид Структура речи экскурсовода, её культура и техника. Внешний вид Экскурсионные маршруты 68 . 14:00 2 Экскурсионные маршруты 69 . 14:00 2 Анализ проведенных экскурсий Выбран ное место экскурс ии Выбран ное место экскурс ии Учебны й класс 70 . 14:00 2 Анализ проведенных экскурсий Учебны й класс 71 . 14:00 2 Итоговое занятие Учебны й класс 72 . 14:00 2 Итоговое занятие. Учебны й класс . й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Учебны й класс Практи ческое задание Практи ческое задание Практи ческое задание Практи ческое задание Практи ческое задание Тестир ование Список литературы. 1. Как выиграть краеведческий конкурс или олимпиаду по краеведению пособие для юных краеведов-исследователей и преподавателей / автор составитель С.И. Савинков. М.: ООО «Юный краевед», 2019. – 256 с. 2. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения (учебное пособие) - Москва,2002г. 3. Емельянов Б.В.. Методика подготовки и проведения экскурсий (учебное пособие)- Москва,2002 4. Емельянов Б.В Организация экскурсионной работы Методика, опыт. Москва, 2002 5. Озеров А.Г. Краеведение. Методические аспекты / А.Г. Озеров. – М.: ООО «Юный краевед», 2020. – 232 с. 6. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. – М.:ФЦДЮТиК, 2005 7. Озеров А.Г. Историко- этнографические исследования учащихся. Учебно- методическое издание. – М.:ФЦДЮТиК, 2007 Перспективный план воспитательной работы объединения «Школа юного экскурсовода». Мероприятие Акция: «Террору нет», в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом Тренинг на образование и развитие межличностных связей в коллективе. Городской этап всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценночти» Чтение по ролям новогодней сказки перед методистом художественной направленности. Городской этап краевого конкурса детского и юношеского литературнохудожественного творчества «Дети и книги». Место проведения МБУДО ДДТ МБУДО ДДТ МБУДО ДДТ МБУДО ДДТ МБУДО ДДТ МБУДО Чтение стихотворений ДДТ ко Дню защитника отечества. Задачи Патриотическое воспитание молодёжи, воспитание негативного отношения к терроризму, активизация работы детских объединений. Способствует формированию детского коллектива внутри объединения. Помогает создать дружескую атмосферу. Формирует умение решать конфликтные ситуации. Воспитание детей в духе гордости за свою страну, за славные страницы истории своей Родины. Выявление талантливых детей. Развитие у обучающихся техники чтения. Формирование базовых навыков выразительного чтения. Выявление талантливых детей, активизация работы детских объединений. Развитие памяти. Развитие базовых навыков выразительного чтения. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Чтение стихотворений к Международному женскому дню. МБУДО ДДТ Беседа, посвящённая «Дню книги» МБУДО ДДТ Итоговое чтение сказки по ролям перед творчским объединением Sound. МБУДО ДДТ Развитие памяти. Развитие базовых навыков выразительного чтения. Формирование любви к чтению. Разширение кругозора. Развитие у обучающихся техники чтения. Развитие базовых навыков выразительного чтения. Март Апрель Май