Сетевая программа ЭКО-знайка

Пояснительная записка
Одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире
в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос
интерес к ней во второй половине XX века в связи с тем, что под влиянием
производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих
изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в
настоящее время стало развитие ответственного отношения к окружающей
среде и своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только
передача обучающимся теоретических знаний, но и вовлечение их в
практическую деятельность. В ходе такой деятельности дети должны
овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научится
оценивать состояние природной среды, ближайшего окружения: двора, улиц,
пришкольного участка, а также помещений, где они учатся и живут; изучить,
как разные компоненты могут влиять на состояние здоровья человека.
Сетевая
знайки»,

дополнительная

составлена

на

общеразвивающая

основании

программа

дополнительной

«ЭКО-

программы

«Окружающая среда и здоровье человека», которая представлена в сборнике
авторских программ-лауреатов и дипломантов V Ставропольского краевого
конкурса авторских образовательных программ (Образовательная программа
дополнительного образования детей «Окружающая среда и здоровье
человека»./Автор - Л.В. Логинова, Дополнительное образование детей.
Сборник

авторских

дипломанты

V

программ

(выпуск

Ставропольского

3)

(Программы

краевого

конкурса

лауреаты

и

авторских

образовательных программ дополнительного образования детей, Москва,
Ставрополь, Народное образование, Сервисшкола 2007. – 22 с.).
Программа является модифицированной.
Сетевая программа разработана в соответствии с:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012
2

г. № 273-ФЗ


«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(с

изменениями).


Концепция развития дополнительного образования детей

до 2030 года (от 31.03.2022 г. № 678-р)


Постановление Правительства РФ от 18.09.2020г. № 1490

«О лицензировании образовательной деятельности».


Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».


Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019

г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем
дополнительного образования детей».

Российской
Федерации

Приказ Министерства науки и высшего образования
Федерации,
от

Министерства

05.08.2020

г.

№

просвещения

882/391

«Об

Российской

организации

и

осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».

«О

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242

направлении

рекомендациями

информации»
по

(вместе

проектированию

с

«Методическими
дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Устав МБУДО «ДДТ» – Мунипального бюджетного

образовательного учреждения дополнительного образования
«Дом детского творчества».

3

Программа актуальна тем, что в отличие от школьных дисциплин,
где учащиеся очень жестко привязаны к расписанию, сетке учебных часов,
учебным планам, в которых обычно мало места экологическим дисциплинам,
дополнительное образование может предоставить воспитанникам более
широкие возможности в области экологического образования.
Новизна программы заключается в том, что образовательный
процесс осуществляется в практических лабораториях, обучающиеся имеют
тесный контакт с живыми объектами природного окружения. Это позволяет
вести проектно-исследовательскую деятельность в сочетании с социально
значимой природоохранной работой.
Педагогическая

целесообразность

выбора

данной

общеобразовательной программы исходит из интересов воспитанников,
актуальности экологического образования, Федерального закона № 3 от 10
января 2012 г. «Об охране окружающей среды», приобщение учащихся к
научным исследованиям, которые становятся важнейшим психологическим
механизмом теоретического мышления.
Отличительной

особенностью

программы

является

ее

профориентационная направленность в области медицины и охраны
окружающей среды, реализация личностных и профессиональных интересов,
подготовка к профессиональной деятельности экологически грамотного
человека. Дополнительная общеразвивающая программа «Окружающая
среда и здоровье человека» представляет собой очередную ступень в системе
непрерывного экологического образования, в основе которого лежит
принцип преемственности. Указанная рабочая программа предполагает
посещение занятий обучающимися в течение 2-х лет. Для повышения
качества реализации программы разработаны и приложены тексты анкет,
необходимых для проведения исследований (Приложение 1).
В ходе
уделяется

выполнения практической

выработке

у

обучающихся

работы,

главное внимание

сознательного,

ответственного
4

поведения в природе, через обучение их экологическим знаниям. Наиболее
эффективным является подход, который включает в себя следующие
практические шаги:
-определение состояния окружающей среды;
-установление ущерба, причиненного окружающей среде;
-проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Оригинальность мышления, творчество и одаренность, обучающиеся
наиболее ярко проявляют в разнообразной исследовательской деятельности.
обучающиеся воспринимают экологическую науку не только как систему
уже открытых фактов и сформулированных теорий, но и как процесс
реального научного поиска.
Цель

программы

–

обеспечить

формирование

у

учащихся

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, становление активной позиции учащихся
в

решении

экологических

проблем

на

основании

применения

исследовательских умений и навыков.
Достижение

поставленной

цели

возможно

при

решении

следующих задач:
- вовлечь учащихся в самостоятельное исследование основ защиты и
улучшения окружающей среды и здоровья;
- познакомить учащихся с историей использования человеком
наркотических веществ;
- продолжить формирование отрицательного отношения к различным
наркотическим веществам, алкоголю;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать,
применять полученные знания;
- продолжить формирование представлений о пищевых добавках, о
здоровом питании, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
5

- изучение степени опасности заболевания туберкулезом для
окружающих;

рассматривать

разные

способы

противостояния

отрицательному давлению социальной среды;
- развитие экологической культуры подростков, формирование их
активной позиции в решении экологических проблем, расширение и
углубление знаний о природе, формирование и развитие исследовательских
умений и навыков.
Дополнительная общеразвивающая программа «Окружающая среда и
здоровье человека» рассчитана на 2-х этапное изучение общего материала и
индивидуальные или групповые творческие работы одаренных и увлеченных
детей.
1 год обучения - «Экология и жизнь»,
2 год обучения - «Экологическая
безопасность и продукты питания».
Возраст учащихся. Программа «ЭКО-знайка» по уровню усвоения
углубленная, рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного
возраста (12 – 15 лет).
Направленность программы - естественнонаучная.
Срок реализации программы: 2 года обучения.
Режим занятий: на каждый год обучения предполагается 144 часов,
итого 288 часа за весь период обучения. Занятия проводятся в режиме: 2
академических часа по 45 минут 3 раза в неделю, с 10 минутным перерывом
между занятиями для отдыха детей и педагога, проветривания помещения.
Содержание программы ориентировано на добровольные одно-

или

разновозрастные группы детей. Наполняемость объединений - допускается
до 30 человек в одной группе.
Основной формой организации занятий является работа в малых
группах от 3 до 7 человек, что позволяет более эффективно использовать
учебное время, выполняя несколько работ параллельно.
6

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе
выполнения наблюдений, исследований, помогут учащимся впоследствии
использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию
интереса к научной работе. Программа дает возможность для поступления в
вузы на факультеты экологического профиля, и, несомненно, может сыграть
важную роль в деле формирования экологической культуры и здорового
образа жизни.
На основании анкетирования проводится отработка результатов с
последующим составлением графиков, диаграмм, таблиц.
Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие
формы обучения: практическая и индивидуальная работа, беседы, лекции,
анкетирование, экскурсии, творческий отчет.
Основные

методы

обучения:

диалогический,

проблемный,

эвристический.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационносообщающий, иллюстративный
Основные

методы

учения:

поисковый,

частично-поисковый,

проблемный
Основные методы воспитания: метод убеждения, личный пример
Учащиеся должны знать: факторы, негативно воздействующие на
окружающую среду и здоровье; правила поведения в природе.
Учащиеся

должны

уметь:

самостоятельно

анализировать

исследуемый материал; выявлять факторы, влияющие на состояние здоровья;
проводить диагностические работы; полученные данные фиксировать
графиками, диаграммами; работать с дополнительной литературой, схемами,
таблицами; изучать экосистему, еѐ компоненты; формулировать выводы.
Формы подведения итогов реализации образовательной
программы:
7

-тематические выступления;
-практические работы;
-исследовательские работы;
-совместная деятельность с родителями;
-участие в природоохранных акциях;
-участие в районных, краевых, Всероссийских и международных
мероприятиях экологической направленности;
-итоговое занятие.
Ожидаемые результаты.
Программа направлена на достижение учащимися

следующих

результатов:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
- активная позиция в вопросах охраны окружающей среды, решении
экологических проблем;
- личное

мнение

по

поводу

ответственности

за

состояние

окружающей среды;
- установка на важность бережного отношения к собственному
здоровью и природе;
- знание основ и реализация установок здорового образа жизни,
выявление факторов, влияющих на здоровье, негативно воздействующих на
человека;
- способность преодолевать трудности;
- способность активно побуждать себя к практическим действиям;
- умение контролировать свои поступки;
- способность оценивать себя адекватно реальным достижениям;
самоопределение в профессиональной деятельности;
-

овладение

составляющими

исследовательской

деятельности,

включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
8

давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, проводить
эксперименты,

делать

заключение

и

формулировать

выводы,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-

умение

работать

с

разными

источниками

информации,

анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему
и

окружающих; активность участия в конференциях, мероприятиях,

природоохранных акциях; умение планировать и проводить исследование;
- умение делать выводы и представлять результаты своего труда.
Способ

реализации

сетевого

взаимодействия,

обязательства

организаций партнёров:
Муниципальное

учреждение

дополнительного

образования «Дом детского творчества» на базе

Муниципального

бюджетного

бюджетное

общеобразовательного

общеобразовательная
Ставропольского

школа

края

№

учреждения

5»

осуществляет

«Средняя

города-курорта

Железноводска

руководство

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программой, курирует работу всей
программы, отвечает за

реализацию содержательной части, организует

итоговую аттестацию, подготовку документации, ведёт наставническую и
тьюторскую

работу

по

подготовке

учащихся

школы-

партнёра

к

муниципальным и краевым образовательным событиям. МБОУ СОШ №5 г.
Железноводска предоставляет материально-техническую базу на основе
безвозмездного пользования.

9

Пояснительная записка курса
«Экология и жизнь» (1-й год обучения)
Школьный экологический мониторинг проводится силами учащихся,
педагогов.

При

его

организации

природа

становится

основной

лабораторией для практических и исследовательских дел в учебнопознавательном и воспитательном процессе. В зависимости от объектов
наблюдения его можно рассматривать как мониторинг атмосферного
воздуха, воды и т.д.
Программа курса «Экология и жизнь» ориентирует педагога на
развитие у учащихся, получающих экологическое образование, знаний об
экологической системе, о мониторинге искусственного и естественного
освещения и вентиляции, о зеленых насаждениях и построена с учетом двух
способов связи человека с окружающим миром. Первый определяет
отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второй – к
своему здоровью. С этой целью в программу включены такие разделы как
«Образовательное учреждение как экологическая система», экологические
десанты и акции.
Программа курса «Экология и жизнь» рассчитана на 1 год обучения,
144 часов, по 6 часов в неделю.
Цель: формировать у школьников чувство заботы о здоровье
окружающих, развивать способность «мыслить глобально, действовать
локально».
Задачи: получение надежных и достоверных сведений об изменениях
окружающей среды; создание научной основы для накопления и обобщения
информации об окружающей среде; принятие решений по улучшению
качества окружающей среды и их реализация; формирование у учащихся
биотического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности связей в
природе;

овладение

простейшими

навыками

способами

поведения

самостоятельного

в

окружающей
постижения

среде

и

природных
10

закономерностей; развитие любознательности и мотивации на получение
знаний.
Учащиеся должны знать: пути охраны окружающей среды от
загрязнения;

условия,

влияющие

на

сохранение

здоровья

или

способствующие возникновению болезней; о значении освещения и
вентиляции для здоровья.
Учащиеся должны уметь: определять источники загрязнения
окружающей

среды;

составлять

экологический

паспорт

помещения;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков,
описаний.

11

Учебный план
«Экология и жизнь»
(1 – й год обучения)
№

1.
2.
3.

Наименование тем

Введение
Мониторинг зеленых
насаждений населенного пункта

Санитарно-гигиеническая
оценка классной комнаты
4.
Определение
антропогенных
загрязнений окружающей
среды
5.
Изучение состояния
здоровья учащихся школы
6.
Подведение итогов
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
2
2
28
2
26

Форма
аттестации/
контроль
беседа
тестирование

24

2

22

анкетирование

26

4

22

тестирование

62

2

60

игра

2
10

134

2
144

тестирование

12

Учебно-тематический план 1 -й год обучения
Наименование учебнотематических и массовых
мероприятий
1.Введение в программу
Дата

№
занятия

Количество часов
Теория
Практика

Всего

2

2

Знакомство
обучающихсяс
программой целями и задачами, 2
правилами техники безопасности
2. Мониторинг зеленых насаждений населенного
2
пункта
2.
Городская
растительность. 2
Исследование
атмосферного
воздуха с помощью растений
индикаторов.
Признаки
повреждения
растений
под
влиянием химических веществ.
3.
Методы биоиндикации
загрязнений наземных экосистем.
Влияние загрязнения воздуха на
состояние лишайников.
Практическая работа. Выбор и
4.
составление карты-схемы
территории исследования,
закладка пробных участков.
Практическая работа. Выбор и
5.
составление карты-схемы
территории исследования,
закладка пробных участков.
Практическая работа Выбор и
6.
составление карты-схемы
территории исследования,
закладка пробных участков.
Практическая работа Выбор и
7.
составление карты-схемы
территории исследования,
закладка пробных участков.
8.
Практическая
работа.
Ивентаризация
древеснокустарниковой растительности на
пробном участке.
Практическая работа.
9.
Инвентаризация древеснокустарниковой растительности на
пробном участке.
Практическая работа. Определение
10.
чистоты воздуха по лишайникам.

-

1

11.

Практическая работа. Определение
чистоты воздуха по лишайникам.

2
26
2

28
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
13

Практическая работа. Определение
чистоты воздуха по лишайникам.

2

2

Практическая работа. Качественная
и количественная оценка
загрязнения воздуха с помощью
лишайников.
14.
Практическая работа. Качественная
и количественная оценка
загрязнения воздуха с помощью
лишайников.
3.Санитарно-гигиеническая оценка классной
комнаты
Воздушная среда помещения.
15
Вентиляционный режим
учебного кабинета. Рабочая
среда - составная
часть жизненной среды
человека.
16 Практическая работа.
«Определение полезной площади
кубатуры классной комнаты.
Практическая работа.
«Определение полезной площади
кубатуры классной комнаты.
17 Практическая работа.
«Определение полезной площади и
кубатуры классной комнаты.
18 Практическая работа.
Внутренней отделки
комнат», начальная школа.
19 Практическая работа.
Внутренней отделки
комнат», начальная школа.
20 Практическая работа.
«Определение полезной
площади и кубатуры
классной комнаты, среднее звено.
Практическая работа «Изучение
вентиляционного режима
кабинетов»
Обработка результатов
анкетирования
Обработка результатов
анкетирования
Обработка результатов
анкетирования
4. Определение антропогенных загрязнений
окружающей среды
38
Транспорт один из источников
загрязнения окружающей среды
39
Охрана природы и рациональное

2

2

2

2

2

22

24

2

-

2

2

2

12.
13.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

22

26

2

-

2

2

-

2
14

использование
природных
ресурсов
при
эксплуатации
автомобильного транспорта
40
Практическая работа. Подсчет
движущего транспорта в районе
школы.
Практическая работа. Подсчет
движущего транспорта в районе
школы.
41
Практическая работа.
Составление карты-схемы
движения автотранспорта в
районе школы.
42
Практическая работа. Составление
карты-схемы суточной динамики
интенсивности движения
автотранспорта.
Практическая работа. Составление
карты-схемы суточной динамики
интенсивности движения
автотранспорта.
43
Практическая работа. Обработка
результатов исследования.
44
Практическая работа. Обработка
результатов исследования.
45
Практическая работа. Выявление
мест мытья автотранспорта в
населенном пункте.
46
Практическая работа. Составление
карты-схемы скопления мест
автотранспорта в населенном
пункте.
Практическая работа. Составление
карты-схемы скопления мест
автотранспорта в населенном
пункте.
47
Практическая работа.
Выявление мест мытья
автотранспорта в населенном
пункте.
48
Практическая работа.
Обработка результатов.
5. Изучение состояния здоровья обучающихся школы 2
50

51

Здоровье
школьников
и 2
окружающая
среда.
Влияние
экологических,
социальных
факторов на здоровье
человека.
Практическая работа. Выявление
соотношения
практически
здоровых учеников и учеников,

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

60

62

-

2

2

2

15

52

53

54

55

56

имеющих хронические
заболевания по амбулаторным
данным.
Практическая работа. Анализ
болезненности обучающихся за
последние 3 года.
Практическая работа. Анализ
болезненности обучающихся за
последние 3 года.
Практическая работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
1-2
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
3-4
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
3-4
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
5-6
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
5-6
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
7-8
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая
работа.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
16

Обследование состояния здоровья
обучающихся
7-8
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
9-11
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая
работа.
Обследование состояния здоровья
обучающихся
9-11
классов.
Выявление отклонения
здоровья.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа.
Обследование состояния здоровья
юношей допризывной молодежи.
Практическая работа.
Обследование состояния здоровья
юношей допризывной молодежи.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Выявление факторов, влияющих
на здоровье обучающихся.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Практическая работа. Обработка
результатов.
Круглый стол «Окружающая
человека»
6. Подведение итогов

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2
10

134

144

ИТОГО

17

Содержание учебного плана
«Экология и жизнь»
(1 – й год обучения)
1. Введение.
Знакомство с планом работы объединения, его целями и задачами.
Форма занятия: беседа.
Метод: частично-поисковый.
2. Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта.
Городская растительность. Исследование атмосферного воздуха с помощью
растений индикаторов. Признаки повреждения растений под влиянием химических
веществ.
Форма занятия: беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Методы биоиндикации загрязнений наземных экосистем. Влияние загрязнения
воздуха на состояние лишайников.
Форма занятия: беседа.
Метод: словесно-наглядный.
Практические

занятия:

Выбор

и

составление

карты-схемы

территории

исследования, закладка пробных участков.
Метод: исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Практические занятия: Инвентаризация древесно-кустарниковой растительности
на пробном участке.
Метод: исследовательский, эвристический.
Практические занятия: Определение чистоты воздуха по лишайникам.
Метод: проблемно-поисковый.
Практические занятия: Качественная и количественная оценка загрязнения воздуха
с помощью лишайников.
Метод: исследовательский.
Практические занятия: Определение площади тропиночной сети (троп, дорог и
других вытоптанных участков). Расчет процента занятости этой площади от общей (1 га).
Метод: эвристический, поисковый.
18

Практические занятия: Определение вида мусора путем его сбора.
Метод: практический, поисковый.
Практические занятия: «Определение общей массы мусора (на весах), расчет
замусоренности на 1 га».
Метод: исследовательский.
Индивидуальная работа: Обработка результатов наблюдений, исследований.
Метод: исследовательский.
3. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.
Воздушная среда помещений. Вентиляционный режим учебного помещения.
Форма занятия: беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека.
Форма занятия: рассказ.
Метод: информативно-репродуктивный.
Практические занятия: Определение полезной площади и кубатуры классной
комнаты. Оценка внутренней отделки помещения.
Метод: исследовательский.
Практические занятия: Изучение вентиляционного режима помещения.
Метод: исследовательский.
Практические

занятия:

Изучение

естественной

и

искусственной

освещенности классных комнат.
Метод: исследовательский.
Практические занятия: Обработка результатов исследования.
Метод: эвристический, поисковый.
4. Определение антропогенных загрязнений окружающей среды
Городской транспорт – один из основных источников загрязнения среды.
Источники загрязнения.
Форма занятия: рассказ, беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов при
19

эксплуатации автомобильного транспорта.
Практические занятия: Составление карты-схемы движения автотранспорта в
микрорайоне школы. Составление карты суточной, недельной динамики
интенсивности движения автотранспорта.
Форма занятия: беседа.
Метод: эвристический.
Практическая работа: Составление карты – схемы скоплений гаражей –
ракушек, автомоек, АЗС и т.д.
Метод: исследовательский.
Практические занятия: Обработка результатов наблюдений.
Метод: исследовательский.
5.Изучение состояния здоровья учащихся школы (класса).
Здоровье

школьников

и

окружающая

среда.

Влияние

экологических,

социальных факторов на здоровье человека.
Форма занятия: беседа.
Метод: диалогический.
Практические занятия: Выяснить соотношение практически здоровых
учащихся и учеников, имеющих хронические заболевания или длительно и
часто болеющих (за последние 2 – 3 года), преобладание хронических
заболеваний.
Метод: частично-поисковый.
Практические

занятия:

Выявление

соотношений

между

здоровыми

учащимися и имеющими отклонения в здоровье по годам обучения (от
младших классов к старшим).
Метод: частично-поисковый.
Практические занятия: Обработка результатов наблюдений, исследований.
Метод: исследовательский.
6.

Участие в экологических акциях, праздниках, конференциях: День

Земли; День воды; День птиц, «Сохраним природу Ставрополья»
Метод: репродуктивный, эвристический, поисковый.
20

Практические занятия: Творческий отчет о работе объединения.
Метод: исследовательский.
Подведение итогов работы объединения. Творческий отчет «Здоровье и
окружающая среда».
Метод: беседа

21

«Экологическая безопасность и продукты питания»
(2-й год обучения)
Данная программа предусматривает рассмотрение вопроса о том, что же
будет происходить с окружающей средой и со всеми нами, если мы будем
употреблять

продукты

питания,

выращенные

в этой самой среде

и

произведенные по существующим технологиям.
Курс «Экологическая безопасность и продукты питания» предполагает
2-й год обучения по программе «ЭКО - знайка».
Данный курс реализуется в течение одного года, предназначен для детей
12 – 15 лет, рассчитан на 216 часов, по 6 часов в неделю.
Занятия по данной программе включают различные формы и методы
работы: беседы, рассказы, экскурсии, праздники, устные журналы, встречи с
врачами, анкетирование, теоретические, практические и индивидуальные
занятия.
Домашнее задание рассчитано на помощь со стороны родителей, сбор
изучаемого материала, чтение дополнительной литературы.
Основной

целью

данной

программы

является

изучение

осведомленности населения о применении пищевых добавок в продуктах
питания и влияния их на здоровье.
В

числе

основных

задач:

формирование

у

учащихся

биотического

мировоззрения, то есть понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а
также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной
среде; воспитание понимания эстетической ценности природы; развитие
любознательности и желание получить знания; знакомство с пищевыми
добавками, красителями, их экологической характеристикой и влиянием их на
здоровье человека.
В программе могут быть выделены следующие блоки:
Образовательный: формирование представлений о пищевых добавках, о
здоровом питании.
Развивающий: формирование представления о мире природе, пищевых
добавок; развитие воображения, творческих способностей, умения наблюдать,
22

сопоставлять, делать выводы.
Воспитательный блок преследует цель нравственного воспитания будущего
гражданина, для которого уважительное отношение к жизни, здоровью во всех
его проявлениях является нравственной нормой. В нашем случае это сводится к
умению проанализировать, что же в последние десятилетия происходит с
окружающей средой и со всеми нами, если мы потребляем продукты питания,
выращенные

в

этой

самой

среде

или

продукты,

произведенные

по

существующим технологиям.

23

Учебный план
«Экологическая безопасность и продукты питания»
(2 - й год обучения)
№
1.
2.

Наименование тем
Введение

Экологическая ситуация и
здоровье населения
3. Пищевые добавки, их
классификация
4. Участие в экологических
мероприятиях
5. Творческий отчет
6. Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего
Теория Практик
а
3
3
87

6

81

Форма
аттестации/
контроль
беседа/тестиро
вание
тестирование

108

9

99

игра

9

-

9

устный журнал

18

6
3
198

анкетирование
Защита работ

6
3
216

24

Учебно-тематический план 2 -й год обучения
Дата

№
заня
тия

1.Введение

Наименование учебнотематических и массовых
мероприятий
Знакомство обучающихся с
1 программой целями и задачами.

2.Экологическая ситуация и здоровье населения
2 Состояние среды и уровень
заболеваемости, вещества и факторы,
вызывающие различные группы
заболеваний.
3 Нитраты, нитриты, используемые в
качестве добавок при производстве
продуктов. Болезни, вызываемые
нитратами и пищевыми добавками

Количество часов
Практика
Всего
Теория
3

3
-

87

6

81
-

3

3

3

3

-

4 Анкетирование «Информированность
населения о пищевых добавках»

3

3

5 Анкетирование «Информированность
населения о пищевых добавках»
6 Анкетирование «Информированность
населения о пищевых добавках»
7 Анкетирование «Информированность
населения о пищевых добавках»
8 Анкетирование «Информированность
населения о пищевых добавках»
9 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
10 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
11 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
12 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
13 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
14 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования
15 Практическая работа. Обработка
результатов анкетирования

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

16 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
17 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования

3

3

3

3

25

18 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
19 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
20 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
21 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
22 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
23 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
24 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
25 Практическая работа. Составление
графиков, диаграмм по результатам
анкетирования
26 Подготовка к проведению устного
журнала: составление графиков,
диаграмм

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

27 Подготовка к проведению устного
журнала: составление графиков,
диаграмм

3

3

28 Подготовка к проведению устного
журнала: составление графиков,
диаграмм
29 Устный журнал «Экология и здоровье
человека»
30 Устный журнал «Факторы,
определяющие здоровье населения в
сельской местности»
3.Пищевые добавки и их классификация

3

3

3

3

3

3

108

9

99

31 Предельно допустимые нормы,
необходимые в техническом процессе
производства пищевых продуктов

3

3

-

32 Влияние пищевых добавок на здоровье
человека

3

3

-

33 Коды стран по данным международной
ассоциации ЕАН. Список наиболее
вредных добавок

3

3

-

26

34 Практическая работа. Алгоритм
проведения первичной экологической
экспертизы упакованных продуктов
питания.

3

3

35 Практическая работа. Алгоритм
проведения первичной экологической
экспертизы упакованных продуктов
питания.

3

36 Практическая работа. Экспертиза
упаковки

3

37 Практическая работа. Экспертиза
упаковки

3

38 Практическая работа. Экспертиза
упаковки
39 Практическая работа. Экспертиза
упаковки
40 Практическая работа. Экспертиза
этикетки
41 Практическая работа. Экспертиза
этикетки
42 Практическая работа. Экспертиза
этикетки
43 Практическая работа. Экспертиза
этикетки
44 Практическая работа. Экспертиза
маркировки
45 Практическая работа. Экспертиза
маркировки
46 Практическая работа. Экспертиза
маркировки

3

47 Практическая работа. Экспертиза
маркировки

3

48 Практическая работа. Экспертиза
маркировки
49 Практическая работа. Экспертиза
маркировки
50 Практическая работа. Экспертиза
штрих кода
51 Практическая работа. Экспертиза
штампа на консервной банке
52 Практическая работа. Экспертиза
штампа на консервной банке
53 Практическая работа. Экспертиза
штампа на консервной банке
54 Встреча с врачом

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

55 Устный журнал «Здоровье и проблемы
рационального и безопасного питания»
56 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм

3

3
3

3
3

3
3
3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3
3

3
3

3

3

3
3

27

57 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
58 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
59 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм

3

3

3

3

3

3

60 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
61 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
62 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
63 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
64 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм
65 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

66 Индивидуальная работа. Обработка
результатов исследования, составление
графиков, диаграмм

3

3

6

6

4.Творческий отчет о работе объединения

5.

68

Научно - практическая конференция
«Здоровье школьников и окружающая
среда»

3

3

69

Научно - практическая конференция
«Здоровье школьников и окружающая
среда»

3

3

70

Итоговое занятие

3

6. Участие в экологических мероприятиях
72
Городская акция «Посади дерево»
73
День Земли
Итого:

6
3
3
216 ч

-

3

18

6
3
3
198

28

Содержание учебного плана
«Экологическая безопасность и продукты питания»
(2 – й год обучения)
1. Введение

.
Знакомство учащихся с планом работы объединения, с целями и задачами.
Форма занятия: беседа.
Метод: объяснительно - иллюстративный.
2. Экологическая ситуация и здоровье населения.

Состояние среды и уровень заболеваемости, вещества и факторы, вызывающие
различные группы заболеваний. Опасные для здоровья органические и
неорганические вещества.
Форма занятия: беседа.
Метод: проблемный.
Нитраты, нитриты, используемые в качестве добавок при производстве
продуктов. Болезни, вызываемые нитратами и пищевыми добавками.
Форма занятия: беседа.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Анкетирование:

«Информированность

населения

о

составе

пищевых

продуктов, о пищевых добавках».
Практические занятия: Обработка результатов анкетирования.
Метод: исследовательский.
Практическая работа: Составление графиков, диаграмм по результатам
анкетирования.
Метод: исследовательский, познавательный.
Устный журнал: «Экология и здоровье человека в городе». Факторы,
определяющие здоровье населения.
Метод: эвристический, проблемно-развивающий, частично-поисковый.
Индивидуальная работа: Оказание помощи учащимся в подготовке к устному
журналу, в составлении графиков, диаграмм.
Метод: поисковый, объяснительно-иллюстративный, эвристический.
3. Пищевые добавки и их классификация.
29

Предельно допустимые нормы, необходимые в техническом процессе
производства пищевых продуктов.
Форма занятия: беседа.
Метод: эвристический.
Влияние пищевых добавок на здоровье человека.
Форма занятия: беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Коды стран по данным международной ассоциации ЕАН. Список наиболее
вредных добавок.
Форма занятия: беседа, рассказ.
Метод: эвристический.
Практические занятия: Алгоритм проведения первичной экологической
экспертизы упакованных продуктов питания: экспертиза упаковки, этикетки,
маркировка, штрих код, как его расшифровать, штамп на консервной банке.
Метод: исследовательский.
Беседа. Встреча с врачом инфекционистом, диетологом.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Устный журнал: Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания.
Метод: проблемно-развивающий, эвристический.
Индивидуальная работа: Обработка результатов исследования, составление
графиков, диаграмм.
Метод: исследовательский.
4. Участие в экологических акциях, мероприятиях

Экологические акции: «Мы чистим мир», «День воды», «День Земли».
Метод: проблемный, частично-поисковый.
5. Творческий отчет. Участие в экологической конференции.

Метод: исследовательский.
6. Итоговое занятие. Творческий отчет «Здоровье и проблемы рационального

и безопасного питания».
Метод: эвристический.
30

Методическое обеспечение
Дополнительная

общеразвивающая

программа

«ЭКО-знайка»,

составлена с учетом требований времени и корректировалась в процессе
работы в соответствии с интересами учащихся нормативно-правовыми
документами.
Основной задачей программы является знакомство учащихся с
наиболее актуальными для человека экологическими проблемами, с
качественные и количественными показателями экологического состояния
школьной территории, городской среды.
Программа курса первого года обучения

«Экология и жизнь»

ориентирует ребят на выявление санитарно-гигиенических условий рабочего
места,

влияния

освещенности

на

зрительный

анализатор,

общую

работоспособность и состояние здоровья школьников.
Программа

курса

второго

года

обучения

«Экологическая

безопасность и продукты питания» предусматривает рассмотрение вопроса о
том, что будет происходить с окружающей средой и со здоровьем человека,
если мы будем употреблять продукты питания, выращенные в этой самой
среде и произведенные по существующим небезопасным технологиям.
В объединении «ЭКО- знайки» учащиеся совместно с педагогом
помогают сверстникам выработать необходимые навыки здорового образа
жизни, любить и охранять окружающую среду. Методика работы по
программе

строится

в

взаимодействия с ребенком,

направлении
делается

личностноакцент

на

ориентированного
самостоятельное

экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к
творческому отношению при выполнении заданий. На занятиях педагоги
опираются на следующие методы:
1.Общие методы воспитания: рассказ, диспут, этическая беседа.
2.Методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта
31

поведения: коллективная творческая деятельность, поручение.
3.Методы стимулирования: одобрение, поощрение, предоставление
прав.
Индивидуальный подход в работе создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных способностей, активности,
склонностей

и

дарований

каждого

участника

объединения.

Именно

индивидуальный подход в обучении дает возможность раскрыться и
утвердиться личности ребенка.
В ходе выполнения программно-целевых проектов главное внимание
уделяется выработке у учащихся навыков сознательного, ответственного
поведения в природе, через обучение их экологическим знаниям.
Наиболее эффективным является подход, который включает в себя
следующие практические шаги: определение состояния окружающей среды;
установление ущерба, причиненного окружающей среде; проведение
мероприятий по охране окружающей среды.
Оригинальность мышления, творчество и одаренность, учащиеся
наиболее ярко проявляют в разнообразной исследовательской деятельности.
В объединении экологическую науку ребята воспринимают не только как
систему уже открытых фактов и сформулированных теорий, но и как процесс
реального научного поиска.
Немаловажную роль в объединении играет совместная деятельность
учащихся

и

педагога

в

проектировании

исследовательской

работы,

составлении графиков, диаграмм, карточек, карт-схем, фотоматериалов.
Метод

проектов

способствует

преодолению

изолированности

образовательного заведения от общественной жизни, решения актуально
общественной проблемы. Это повышает интерес к процессу обучения,
воспитывает индивидуальную ответственность.
Поле

завершения

исследовательского

проекта

учащиеся

заинтересованы продолжить изучение данной тематики, поддерживать
32

начатое, сохранить достигнутое.
Существенное место в каждой теме объединения занимают проблемы
экологической безопасности. Учащиеся совместно с педагогом стараются
выяснить способы уменьшения отрицательного влияния загрязнения среды
обитания на состояние здоровья человека; поступления нитратов и
пестицидов в наш организм в составе продуктов питания с пищевыми
добавками в торговую сеть.
Типы проведения занятий разнообразны: вводное; практическое;
занятие-ознакомление; повторение; обобщение и усвоение.
Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде
дискуссий,

игр,

викторин,

кроссвордов,

конкурсов,

экологического

эрудициона, встреч с работниками здравоохранения, охраны природы, где
учащиеся знакомятся со сложной проблемой загрязнения планеты, выявляют
причинно-следственные
стеклянных

и

связи

на

пластиковых

примерах
бутылок,

конкретных
составляют

упаковок
анкеты

–
об

информированности населения о пищевых добавках.
Огромное развивающее и воспитательное значение имеет игровая
деятельность,

в

процессе

которой

у

ребят

формируются

навыки

самостоятельного замысла.
В программе особое внимание уделяется экскурсиям, в ходе которых
учащиеся исследуют окружающий мир.
Свои личностные качества учащиеся проявляют в различных
воспитательных, культурно-массовых мероприятиях, экологических акциях:
«День Земли», «День Воды», «Мы чистим мир», в экологических
конференциях, экологических фестивалях
Проведение итогового занятия в форме творческого отчета, участие в
городских,

региональных,

краевых,

Всероссийских

экологических

конференциях, конкурсах ведет к наибольшему раскрытию потенциала
детей, их самовыражения, а также позволяет проанализировать выполнение
33

учебной программы.

34

Литература для педагога
1.

Алексеев С.В., Практикум по экологии. - Москва, 1996 год.

2.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - «Агар»,

3.

Быкодорова А.Ф., Подросток вышел на улицу. – Ставрополь,

2000.
СКИПКРО, 2002 год.
4.

Быкодорова А.Ф., Подростковая наркомания и токсикомания:

социально- педагогические основы профилактики. – Ставрополь, СКИПКРО,
2002 год.
5.

Вишнякова В.Ф., Экология Ставропольского края. – Ставрополь,

6.

Воронков Н.В., Экология. Общая, социальная, прикладная.

2002.
–«Агар», Москва, 2000 год.
7.

Н.В. Воронков «Основы общей экологии». - Москва, 1999 г.

8.

Голубев И.Р., Окружающая среда и еѐ охрана. – «Просвещение»,

Москва, 1985 год.
9.

Губарева

Л.И.,

Мониторинг

физического

развития

детей

Ставропольского края. – Ставрополь. СКИПКРО, 2002 год.
10.
11. Ковды В.А., Окружающая среда и здоровье.
12. Мансурова С.Е., Школьный практикум (9 – 11 кл.). – «Владос»,
Москва, 2001 год.
13. Михеев А.В., Охрана природы. – Москва, 1986 год.
14. Муравьева

Н.В.,

Уроки:

социально-педагогические

основы

профилактики алкоголизма. – Ставрополь, СКИПКРО, 2001 год.
15. Поштарева

Т.В.,

Основы

здорового

образа

жизни

и

здоровьесберегающие технологии в образовании. – Ставрополь, 2003.
16. Протасов В.Ф., Экология здоровья и охрана окружающей среды в
России. – Москва, 1999 год.
35

17. Реймерс Н.Ф., Природопользование. – «Мысль», Москва, 1990
год. 20.Л.Л. Теплов «Экологический практикум 5 - 6 класс». - Москва, 1996 г.
21.Уорк К.Н., Загрязнение воздуха. Источник и контроль. – издательство
18. «Мир», Москва, 1980 год.
19. Чижевский А.Е., Экология у нас дома. – Брянск, 1998 год.
20. Чумаченко Н.Г., Актуальные проблемы охраны окружающей
среды. – Киев, 1979 год.
21. Чупаха И.В., Здоровьесберегающие технологии. – Москва,
Ставрополь, 2003 год.
22. Журнал «Экологическое образование». - №1, 2001 г. №2, 2001 г.
26.Экологический биомониторинг. Методическое пособие для учителей. Москва, 1996 г.
Для обучающихся и родителей:
1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. – М.: Эксмо,2014.- 64с.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: М.: Просвещение, 1994 – 218
с.
3. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.:
Аванта+, 2001. – 448с.:ил.
4. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.:
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96 с.
5. Годзевич Б.Л. Научное иллюстрированное справочное издание. –
Ставрополь: мин.прир.ресурсов ресурсов и охраны окружающей среды
Ставропольского края, 2011 г.
6. Красная книга Ставропольского края. Редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и животных / Н.С. Панасенко (отв. ред).
– Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. – т. 1-2. – 384 с. и 216 с.
7. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар,
2010.- 424с.
8. Удивительная планета Земля./ перевод с французского Copyright©
36

2012.
9. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 2012.
Список образовательно-информационных ресурсов
1. http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.
2. Портал «Ecocom» — всё об экологии - литература, видео,
экословарь, Красную Книгу СССР и России, различные статьи по экологии,
информацию о заповедниках, национальных парках, обращении с отходами,
водопользовании, недропользовании, а также – новости экологии.
3. Экологический портал Portaleco.ru- на портале представлены
экологические новости, постоянно добавляются статьи, интересные факты о
животных и растениях, последние достижения науки и исследование
космоса, деятельность экологических организаций, информация об
экологических организациях.

37

Приложение

Календарный учебный
график
реализации дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной
направленности
«Окружающая среда и здоровье человека»
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
15.09.
2022

Дата
окончания
обучения по
программе

Всего
учебных
недель

31.05.2021

36

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

144

3 раза в
неделю по
2 часа

38

Приложение
Анкета
«Информированность населения и пищевых добавках»
Указать:
возраст
пол
1. Знаете ли вы о пищевых добавках?
Да Нет
2. Интересует ли вас данная проблема?
Да.
Нет
Мне все равно
3. Встречали ли в публикации об этом в газетах и
журналах? Да.
Нет
4. Запомнилось ли вам что-либо по данной теме из школьного материала?
Да. Нет
Мы это не изучали
5. Обращаете ли вы внимание на маркировку и срок годности продукта при его
покупке?
Да
Нет
6. Купите ли вы дешевые продукты, зная, что в нем содержатся опасные
добавки? Да
Нет
7. Знаете ли вы о государственных службах контроля и качества безопасности пищевых
продуктов?
Да
Нет
8. Хотите ли вы больше узнать о пищевых добавках?
Да. Нет
Социологический опрос
Цель: выявить отношение человека к природе, узнать, насколько он ознакомлен функциями
зеленых насаждений, экологическими проблемами и их последствиями, какое участие люди
принимают в «жизни» природы.
1. Физически зеленые насаждения благоприятно влияют на окружающую среду, которая
включает в себя и человека. Могут ли они оказывать на человека моральное
воздействие? Если да, то как?
2. Иногда мы видим, как какой-нибудь человек сажает у нас во дворе деревья, кусты,
цветы, ограждает заборчиками небольшие участки, тем самым, например, занимая
места для возможных стоянок автомашин жителей дома. Что вы думаете по этому
поводу?
А) я тоже так делал и считаю это правильным
Б) асфальтирование дало бы больше пользы
В) возможно, у вас есть своя точка зрения
3. Кто или что, по-вашему, мнению, наносит ущерб и вред природе (рассматривая
природу города)?
4. Как вы относитесь к природе?
А) я люблю природу, но мои усилия по еѐ сохранению бесполезны
Б) я люблю природу и постараюсь сделать все, что в моих силах,
чтоб мои внуки увидели все краски природы
В) мне все равно, какие изменения с ней происходят, даже если
изменения в плохую сторону
Г) нет, я не люблю природу, я предпочитаю жить в промышленном
районе, в центре.

39

Анкета
для владельцев автомобилей
Мы собираем информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую
среду нашего города. Будем Вам благодарны, если ответите на несколько вопросов,
связанных с этой проблемой.
Укажите:
Возраст:
Марка автомобиля:
1. Какой критерий был для Вас основным при покупке
автомобиля? А) престижность марки
Б) потребности семьи
В) экологичность в эксплуатации
Г) минимальная цена автомобиля
2. Пользуетесь ли Вы общественным
транспортом? А) да Б) нет В) в
исключительных случаях
3. Водите ли Вы машину с умеренной скоростью?
А) да
Б) нет
В) не всегда
4. «Гоняете» ли Вы двигатель в холостом
режиме? А) да Б) нет
В)иногда
5. Регулярно ли Вы проводите профилактику, держите в исправности воздушные и
масляные фильтры?
А) да Б) нет В) не всегда
6. Моете ли Вы машину в реке или
пруду? А) да Б) нет В)никогда
7. Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных
выхлопах, является для вас наиболее веской?
А) вероятность быть оштрафованным ГАИ
Б) ответственность за состояние воздуха в нашем городе
В) иные причины
8. Известно ли Вам, что автомобильный транспорт основной источник загрязнения
воздуха в городе?
А) да Б) нет В) для меня этот факт не имеет значения
9. Приходилось ли Вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности
воздуха в городе?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
10. Согласились бы Вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но
экологически более чистый вид транспорта, не загрязняющий окружающую среду?
А) да Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Благодарим за участие в опросе!
Тест
«Оценка и самооценка отношения к окружающей природе»
№

Вопросы

1.

Хорошо ли ты относишься к 2
природе?
Умеешь ли ты отличать красивые 2
явления от некрасивых?
Всегда ли ты бережешь природу 0
вокруг себя?

2.
3.

Да

Нет

По-разному

0

1

0

1

2

1
40

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.

Заслуживают ли внимания явления
природы?
Всегда ли ты относишься к природе
внимательно?
Все ли явления природы тебя
интересуют?
Проявляется ли этот интерес в
поступках?
Ценишь ли новизну в природе?

1

0

2

1

2

0

0

1

2

1

2

0

1

2

0

Влияет ли природа на твои
переживания?
Пользуешься ли оценками красоты
природы, когда рассматриваешь еѐ
явления?
Всегда ли выступаешь против тех,
кто приносит природе ущерб?
Любишь ли читать описания природы
в книгах?
Влияет ли окружающая природа на
твои мысли?
Влияет ли природа на твое
поведение?
Часто ли ты прогуливаешься среди
природы?
Приходилось ли тебе чем-то вредить
природе?
Любишь
ли
ты
чем-нибудь
заниматься среди природы?
Часто
ли
ты
равнодушен к
окружающей природе?
Начались ли твои выступления
против вреда, наносимого природе
нерадивыми людьми, в младших
классах?
Или они возникли в подростковых
классах с 4 по 7?
Часто ли рассматриваешь природу,
изображенную художниками?
Знаешь
ли
музыкальные
произведения,
в
которых
изображается природа?
Приходилось ли сочинять стихи о
природе?
Всегда ли добросовестно трудишься,
ухаживая за природой?
Помогли ли тебе уроки и друге
учебные занятия познакомиться с
красотой природы?

0

1

2

1

0

2

0

2

1

0

2

1

2

0

1

1

0

2

1

2

0

2

0

1

1

0

2

2

1

0

0

2

1

2

0

1

0

2

1

1

2

0

2

0

1

1

2

0

1

0

2

Выше 40 баллов и менее 20 баллов

41

Твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты его переоцениваешь.
Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия.
Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для
самовоспитания средствами природы.
20 – 29 баллов
Твое отношение к природе не очень активно. Надо уделять природе больше внимания,
найти в ней привлекательные стороны, глубже продумать причины еѐ явлений, как
отображена природа в искусстве. Как она влияет на поведение окружающих людей. Если
ты будешь делать это регулярно, твое отношение к природе и тем самым к людям станет
активнее.
30 – 40 баллов
Глубокое и правильное отношение к природе. Постарайся быть внимательным к природе,
к поведению окружающих людей, вступай в защиту окружающей среды, чаще
интересуйся произведениями искусства. Это поможет сделать твое отношение к природе
более действенным.
Анкета
1. Ваше здоровье в ваших руках
1. Пробовали ли вы курить?
2. Сколько вам было лет, когда вы попробовали первую сигарету?
3. Курите ли вы сейчас?
А) Да
б) Нет
а) да, но лишь 2 сигареты в день
б) курю по целой пачке в день
в) курю, когда сколько
4. Курят ли ваши родители?
А) Да
б) Нет
А) мама
Б) папа
В ) брат
Г) сестра
5. Я курю:
А) потому, что я чувствую себя взрослым (ой)
Б) за компанию
В) ради интереса
Г) привычка
6. Знают ли ваши родители о том, что вы
курите или пробовали курить?
А) Да
б) Нет
7. Какое наказание или разъяснение о вреде курения вы получили?
- от родителей
- в школе
- или им безразлично, что вы курите?
8. О вреде курения вы узнали:
- от родителей
- из газет и журналов
- телевидения
- в школе
9. Зная о вреде курения вы:
- бросили курить
- продолжаете курить
10. Вспомните, какое мероприятие в школе вам запомнилось о вреде куреня, когда это
было?
11. Нравятся ли вам девушки (парни), которые
курят? А) Да
б) Нет
12. Хотелось бы вам, чтобы ваша жена (муж)
курили? А) Да
б) Нет
42

13. Укажите свой пол возраст.
2. Анонимное анкетирование по употреблению алкогольных напитков
1.Класс
2.Возраст
3.Пол
4. Употребляли ли вы когда-нибудь алкогольные напитки?
Да
Нет
5. В каком возрасте ты впервые попробовал спиртные
напитки? 6.Как часто употребляешь алкоголь?
- это было 1 раз
- очень редко
- время от времени
- систематически
7. По каким причинам ты употребляешь алкогольные напитки?
- с друзьями по случаю праздника
- в семье по случаю праздника
- с товарищами за компанию
- от нечего делать
- другое
8. Знаешь ли ты о влиянии алкоголя на организм человека?
Да
_
Нет
9. Откуда ты получаешь информацию о вреде, причиняемом употреблением алкоголя?
- из бесед с родителями
- из СМИ
- из бесед, проводимых в школе
- другое
3. Анонимное анкетирование по употреблению наркотических и токсических веществ
1. Класс
2.Возраст
3.Пол
4.Пробовали ли вы когда-нибудь наркотическое или токсическое вещество?
5.Какие наркотики вы пробовали?
- анаша
- растворители
- таблетки
- смешанное потребление
- другое
6. Причина, по которой ты на это пошел?
- любопытство
- друзья предложили
- из-за неприятностей
- другое
7. Как часто ты употребляешь наркотики?
- 1 раз
- очень редко
- время от времени
- систематически
8.Знаешь ли ты о последствиях, которые влекут за собой употребление наркотических
веществ?
- уголовная ответственность
- вред здоровью
- о вреде для здоровья твоих будущих детей.
43

9.Откуда ты получаешь информацию о вреде, причиняемом наркотическими и
токсическими веществами?
- из бесед с родителями
- из СМИ
- из бесед, проводимых в школе
Выявление уровня экологического сознания
Предлагаем завершать следующие предложения:
1. Ели я вхожу на улицу и вижу, как ребята ломают недавно посаженное дерево, то я…
2. Если мы с ребятами увидели, как срезают ѐлку, то мы…
3. Если вижу, как обижают беззащитную собаку, то я…
4. Если я вижу, как в мой сад залезли ребята и обламывают куст цветущей сирени, то
я…
5. Если я вижу, что в речке, где мы купаемся с ребятами, кто-то моет собственную
машину, то я…
6. Если мы с ребятами увидим, что на опушке нашего леса люди сбрасывают мусор, то
мы…
7. Если я вижу, что около дома, прямо на детскую песочницу кто-то устанавливает
гаражную «ракушку», то я…
8. Если мы с ребятами в нашем лесу увидим, как разоряют птичьи гнѐзда, то мы…
9.Если я увижу, как на рынке продают первоцветы, занесѐнные в Красную книгу, то я…

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».