1. Рукодельный островок

ВВЕДЕНИЕ
Рукоделие – одно из древнейших ремесел в России, которое на
протяжении веков было в почете у всех народов. В течение всей истории
рукоделие постоянно изменялось, переживало то подъем, то падение. В
настоящее время незаслуженно забытые ремесла вновь обретают ценность и
превосходство над промышленными изделиями.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий
ручной труд. Привлечение детей к занятиям декоративно-прикладным
творчеством способствует развитию творческого мышления, требующего
активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Также
занятия способствуют развитию художественного вкуса, умения наблюдать,
терпения, трудолюбия и усидчивости. В процессе занятий по программе
обучающиеся знакомятся с декоративноприкладным искусством, с
инструментами и материалами, необходимыми для создания изделий,
правилами безопасности труда, закрепляют знания о формах и цвете, учатся
экономно расходовать материалы при работе.
Обучение детей не только восприятию красоты, но и приобщение к
процессу создания своими руками красивых и полезных изделий имеет
большую воспитательную ценность и нравственно-эстетическое значение. При
занятии ручным трудом развиваются и совершенствуются сенсомоторные
навыки: зрительная и тактильная память, координация и мелкая моторика кисти
и пальцев рук, что является главным стимулом развития центральной нервной
системы и всех психических процессов, речи ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукодельный островок» направлена на овладение начальными знаниями в
области декоративно-прикладного искусства.
По программе «Рукодельный островок» могут обучаться старшие
дошкольники и младшие школьники, которые в доступной форме познакомятся
с основами рукоделия и несложными приемами работы с нитями, пряжей,
шерстью и тканью.
Обучающиеся изучат основы цветоведения и композиции, изготовят
панно, несложные игрушки, открытки и сувениры ручной работы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Направленность программы: художественная
1.2.Нормативно-правовая база данной программы:
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
-Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
-Целевая модель развития системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).

-Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» (№ 196 от 09.11.18);
-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
-Устава МБУДО «Дом детского творчества»;
-Положения о дополнительных общеразвивающих программах,
реализуемых в МБУДО «Дом детского творчества».
1.3 Актуальность программы
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа», важнейшими качествами личности становятся инициативность,
способность творчески мыслить, изобретать и находить нестандартные
решения поставленных задач. Программа «Рукодельный островок» направлена
на развитие творческого мышления и творческого самовыражения обучающихся
посредством создания изделий из ткани, фетра, лент, пряжи, и других
материалов своими руками в разных техниках декоративно-прикладного
искусства. Это способствует развитию у них интереса к ручному труду,
творчеству, познанию и искусству, что так востребовано в современном мире,
создавая изделие, которое можно использовать в быту или подарить близким,
Обучающиеся вкладывают в него свой труд и фантазию, поэтому оно
становится для них особенно дорогим, и это повышает интерес к работе,
мотивирует инициативность ребенка, его нацеленность на качественный
результат. Также в ходе занятий обучающиеся принимают участие в
коллективном творческом деле, что способствует развитию коммуникативных
навыков. На основе полученных знаний и опыта художественной и трудовой
деятельности у детей складывается ответственное отношение к собственной
деятельности, труду и творчеству, что, в свою очередь, соответствует запросам
современного общества в творческих личностях, способных мыслить
критически.
1.4 Новизна
Новизна программы состоит в том, что она модульная и в ней представлены современные виды декоративно-прикладного творчества. Это дает возможность раскрыть обучающимся всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества и выбрать модуль по интересу,
а также попробовать свои силы во всех модулях.
Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-прикладного творчества (валяние из шерсти, вышивка, аппликация, плетение, и т.д.), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Чередование занятий несколькими видами рукоделия поможет ребенку проявить свои способности в одном из видов
творчества. Обучающиеся имеют возможность создавать красивые изделия, использовать их в дизайне помещения, офисов, учреждений, к любимым праздникам, на выставки и конкурсы.
Педагогическая целесообразность программы

Заключается в том, что:
- занятия рукоделием решают проблему занятости детей, развивают у них
такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие;
- расширяется кругозора обучающихся и углубление знаний по школьным предметам за счет интеграции со смежными дисциплинами (история, изобразительная деятельность, технология);
- успешное развитие у обучающихся навыков практической деятельности
в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного творчества.
1.5 Цель программы: развитие творческого мышления ребенка через
овладения основами различных техник декоративно-прикладного творчества.
1.6 Задачи программы
Образовательные
1. Познакомить детей с историей различных видов рукоделия.
2. Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
3. Сформировать элементарные знания о техниках ниткографии, изонити,
валяния из шерсти, лоскутного шитья, изготовления тряпичных кукол, плетения шнуров и ручного ткачества.
4. Привить основные навыки и умения в изучаемых видах декоративноприкладного творчества.
5. Познакомить с различными техниками выполнения аппликаций, панно, игрушек и поделок.
6. Познакомить с различными видами материалов, используемых в работе, и их свойствами.
7. Обучить навыкам безопасного владения необходимыми для работы
инструментами.
8. Научить изготавливать выкройки, кроить, соединять детали, декоративно оформлять изделия.
Развивающие
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся.
2. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, воображение и
фантазию.
3. Способствовать развитию индивидуальности и самостоятельности.
4. Развивать коммуникативные способности детей, поощрять взаимопомощь среди воспитанников.
5. Вызвать интерес к созданию народных кукол, интерьерных композиций, панно, украшений, игрушек и сувениров из разных материалов.
Воспитательные
1. Воспитывать художественный вкус и чувство прекрасного.
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
3. Содействовать воспитанию творческой личности, способной осуществлять свои творческие замыслы.
4. Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности,
стремления довести начатое дело до конца.
1.7.Организация образовательного процесса по программе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукодельный островок » состоит из 3 модулей:
1. «Чудеса из ниток»,
2. «Волшебная шерсть»,
3. «Веселые лоскутки».
Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на
полную реализацию в течение одного года.
Программа ориентирована на обучение детей 6-10 лет.
Объём программы - 144 часа.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 академических часа, при
наполняемости – 12-15 обучающихся в группе.
Программа предусматривает стартовый уровень освоения учебного
материала.
На занятиях используются фронтальные и групповые формы организации
деятельности обучающихся: словесные, наглядные, практические методы
обучения.
Основными формами обучения являются занятия и практические работы.
1.8.Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты:
 уважительное отношение к истории развития декоративно-прикладного
искусства разных народов;
 наличие мотивации к творческой ручной работе установка на
безопасный, здоровый образ жизни;
 положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний
и умений, стремление преодолевать возникающие трудности;
 осознанность в отношении к себе как к индивидуальности, и,
одновременно, как к члену коллектива;
 уважительное отношение к своему труду и к труду своих товарищей;
 проявление чувства коллективизма и взаимопомощи;
 умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу
других.
Метапредметные результаты:

умение анализировать информацию,
преобразовывать
познавательную задачу в практическую;
 умение выделять главное, ставить цели, выбирать оптимальный способ
решения творческих задач, прогнозировать результат;
 умение
пользоваться
выразительными
средствами
декоративноприкладного искусства;
 умение выстраивать технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла; понимание причин успеха или
неуспеха в учебной деятельности, умение конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 умение учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать свою
позицию;

 умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Предметные результаты:
Модульный принцип построения программы предполагает описание
предметных результатов в каждом конкретном модуле.
1.9.Критерии и способы определения результативности.
В процессе реализации программы для отслеживания ее
результативности используются следующие методы: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ анкетирования, тестирования, опросов,
диагностических заданий и творческих работ.
Методы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Формы контроля усвоения учебного материала:
собеседование, тестирование, беседа, контрольные упражнения, анкетирование,
защита творческих работ.
Формами предъявления результатов реализации программы являются:
выставки творческих работ, участие обучающихся в конкурсах разных уровней,
открытые занятия, родительские собрания.
Критерии оценки результатов обучения распределены по степени
владения теоретическими знаниями, практическими специальными и
общеучебными умениями и навыками.
Выделяются три уровня освоения учебного материала:
низкий уровень – обучающийся практически не владеет теоретическими
знаниями по разделам, не владеет специальной терминологией, в практической
работе испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога, нарушает правила техники безопасности, не может самостоятельно организовать своё рабочее место и убрать его за собой, в работе не аккуратен и не внимателен;
средний уровень – обучающийся имеет небольшой (примерно 40– 50%)
объем необходимых теоретических знаний, выполняет практические задания по
образцу, иногда обращаясь за помощью к педагогу, соблюдает правила техники
безопасности, может организовать и убрать своё рабочее место, в работе аккуратен;
высокий уровень – обучающийся знает, практически, все термины, имеет
необходимый уровень теоретических знаний, самостоятельно выполняет практические задания с элементами творчества, всегда соблюдает правила техники
безопасности, аккуратен и ответственен в работе.
Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путем вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей
по итогам освоения учебного материала всех разделов.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование

Количество часов

модуля
1
2
3
ИТОГО:

«Чудеса
ниток»
«Волшебная
шерсть»
«Веселые
лоскутки»

из

теория
10

практика
38

всего
48

6

42

48

6

42

48

22

122

144

МОДУЛЬ № 1 «ЧУДЕСА ИЗ НИТОК»
Реализация этого модуля направлена на формирование интереса к
декоративно-прикладному искусству через знакомство с такими техниками, как
плетение из ниток, ниткография, ручное ткачество и изонить.
При обучении по данному модулю дети познакомятся с различными
видами нитей и пряжи, приобретут навыки безопасной работы с ножницами,
иглами и клеем, изучат основы композиции и цветоведения. Обучающиеся
самостоятельно изготовят декоративные панно, открытки и сувениры, научатся
несложному декору предметов интерьера.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно
выбрать сюжет для работы, наиболее интересный и приемлемый для него, что
будет способствовать самовыражению и развитию творческой личности
ребёнка.
Цель модуля: создание условий для развития творческих способностей
детей через формирование интереса к декоративно-прикладному искусству и
ручной работе.
Задачи модуля:
Обучающие
1. научить правилам организации рабочего места, безопасной работе с
ножницами и иглой;
2. обучить основным приемам работы в техниках плетения из ниток,
ручного ткачества, ниткографии и изонити;
3. научить рисовать эскиз работы;
4. научить выполнять работу в правильной последовательности;
5. научить выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне
при помощи линейки и шаблонов;
6. научить правилам заполнения круга и угла в изонити.
Развивающие
1. способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, внимания;
2. развивать творческие способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, умение видеть красивые цветовые
сочетания;
4. развивать у детей способность работать руками;

5. содействовать развитию коммуникативных способностей.
Воспитательные
1. воспитывать интерес к изучаемым видам декоративно-прикладного
творчества;
2. воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование
материалов;
3. воспитывать усидчивость, трудолюбие, волевые качества;
4. воспитывать навыки культурного общения со сверстниками и с
взрослыми.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
 основы цветоведения и композиции;
 понятие основных и дополнительных цветов;
 понятие декора помещения и предметов;
 несложные приемы плетения шнуров, ручного ткачества;
 приёмы выкладывания пряжи в ниткографии;
 правила заполнения угла и круга в изонити.
Обучающийся должен уметь:
 рисовать эскиз работы;
 выполнять работу по плану;
 выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при
помощи линейки и шаблонов;
Обучающийся должен приобрести навык:
 организации своего рабочего места;
 безопасного использования ножниц, игл и клея.
Способы определения результативности
Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей
осуществляется в течение всего учебного периода образовательного модуля.
Используются следующие виды педагогического контроля:
1. Входная диагностика, служащая для выявления начальных знаний,
умений, навыков и развития учащихся, проводится в начале модуля в виде
собеседования.
2. Текущая диагностика, служащая для закрепления знаний и умений
обучающихся по изучаемой теме, проводится в виде педагогического
наблюдения в ходе повседневной работы на занятиях.
3. Итоговая диагностика, которая проводится после завершения учебного
плана модуля, в форме выставки творческих работ обучающихся и
собеседования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ №1 «ЧУДЕСА ИЗ НИТОК»

№
п/ п

Модуль,
темы

Количество часов
теор
практика
всего
ия

Форма контроля
промежуточной
аттестации

1

Вводное
занятие

2

-

2

2

Плетение из
ниток

2

8

10

3

Ниткография

2

10

12

4

Ткачество

2

10

12

5

Изонить

2

8

10

ИТОГО

10

38

Собеседование,
входная
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика

48

Содержание модуля №1 «Чудеса из ниток»(48ч).
1.Тема: Вводное занятие (2ч). Теория: Знакомство с обучающимися, ознакомление с программой и правилами поведения на занятиях.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглой и
клеем. Знакомство с выразительными особенностями и свойствами различных материалов, применяемых в ниточном дизайне. Основы цветоведения.
Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Входная диагностика.
2.Тема: Плетение из ниток (10ч). Теория: Исторический обзор.
Понятие декора помещения, предметов. Декор предмета обматыванием нитями и пряжей. Плетение на палочках. Игрушки-обмотки. Кисти, куклы и
помпоны из пряжи. Плетение шнуров. Знакомство с различными приспособлениями для плетения шнуров. Шнуры кумихимо, косичка, крученый. Приемы вязания шнура на пальцах. Подбор материалов и инструментов. План работы и эскиз.
Практика: Изготовление игрушек обмоток, шнуров, помпонов, кистей и кукол из пряжи.
3.Тема: Ниткография (12ч). Теория: Исторический обзор. Основы
композиции. Создание эскиза работы. Подбор подходящей основы и пряжи. Аппликация из ниток.
Практика: Различные приемы выкладывания пряжи, использование
клея в работе. Изготовление панно по своему эскизу. Оформление панно в
рамку.
4.Тема: Ручное ткачество (12ч). Теория: Исторический обзор. Знакомство с различными приспособлениями для ручного ткачества. Подбор
подходящих материалов. Приёмы работы и необходимые для этого инструменты. Нити основы и нити утка. Предварительный эскиз и планирование

работы. Ткачество короткими нитями коврика полотняного переплетения.
Ткачество по кругу.
Практика: Изготовление простого приспособления из картона для
ручного ткачества. Натягивание нитей основы. Изготовление коврика с бахромой. Изготовление простого приспособления из картона для ручного
кругового ткачества. Натягивание нитей основы. Изготовление круговой
салфетки.
5.Тема: Изонить (10ч). Теория: Исторический обзор. Используемые
материалы и инструменты. Основные приёмы использования шаблонов.
Правила заполнения круга и угла. Планирование работы.
Практика: Выполнение образцов заполнения угла и заполнения
круга. Изготовление открыток, закладок и панно в технике изонить.
6.Тема: Итоговое занятие (2ч). Практика: Подготовка работ к
итоговой выставке. Выставка работ. Итоговая диагностика
МОДУЛЬ №2 «ВОЛШЕБНАЯ ШЕРСТЬ»

Реализация этого модуля направлена на формирование интереса к
декоративно-прикладному искусству через знакомство с такими техниками, как
мокрое валяние и выкладывание картин из шерсти.
При обучении по данному модулю дети познакомятся с различными
видами непряденой шерсти и декоративных волокон, приобретут навыки
выкладывания шерсти, изучат приёмы мокрого валяния шерсти.
Обучающиеся самостоятельно изготовят картины, украшения и игрушки
из шерсти.
Кроме того, в рамках этого модуля учащихся ожидает практическая
работа по изготовлению новогодних сувениров и елочных украшений.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность работать по
своему эскизу, свободно выбирать цветовое решение для своей работы, что
будет способствовать самовыражению и развитию творческой личности
ребёнка.
Цель модуля: создание условий для развития творческих способностей
детей, их художественно-эстетического вкуса через удивительный вид
рукоделия – валяние из шерсти.
Задачи модуля:
Образовательные
1. научить правилам организации рабочего места;
2. обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
3. изучить выразительные свойства непряденой шерсти и декоративных
волокон;
4. научить основным приёмам выкладывания и мокрого валяния шерсти;
5. обучить основам композиции;
6. научить выполнять работу в правильной последовательности.
Развивающие

1. способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, внимания;
2. развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, умение видеть красивые цветовые
сочетания;
4. развивать у детей способность работать руками;
5. содействовать развитию коммуникативных способностей.
Воспитательные
1. воспитывать интерес к работе с шерстью и валянию;
2. воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование
материалов;
3. воспитывать усидчивость, трудолюбие, волевые качества;
4. воспитывать навыки культурного общения со сверстниками и с
взрослыми.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
1. основы цветоведения и композиции;
2. понятия живопись шерстью и мокрое валяние;
3. способы получения войлока;
4. приёмы выкладывания шерсти;
5. историю возникновения искусства валяния войлока.
Обучающийся должен уметь:
1. рисовать эскиз работы;
2. выполнять работу по плану;
3. выполнять многослойную раскладку шерсти;
4. валять небольшие шарики и шнуры из шерсти.
Обучающийся приобрести навык:
1. организации своего рабочего места;
2. безопасного использования приспособлений для мокрого валяния.
Способы определения результативности
Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей
осуществляется в течение всего учебного периода образовательного модуля.
Используются следующие виды педагогического контроля:
1. Входная диагностика, служащая для выявления начальных знаний,
умений, навыков и развития учащихся, проводится в начале модуля в виде
собеседования.
2. Текущая диагностика, служащая для закрепления знаний и умений
учащихся по изучаемой теме, проводится в виде педагогического наблюдения в
ходе повседневной работы на занятиях.
3. Итоговая диагностика, которая проводится после завершения учебного
плана модуля, в форме выставки творческих работ учащихся и собеседования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ №2 «ВОЛШЕБНАЯ ШЕРСТЬ»

№

Модуль,

Количество часов

Форма контроля

п/
п
1

темы

2

Мастерская
Деда Мороза

3

Вводное
занятие

теор
ия
2

практика

всего

-

2

2

12

14

Рисование
шерстью

2

14

16

4

Мокрое
валяние

2

12

14

5

Итоговое
занятие

-

2

2

Итого

8

40

промежуточной
аттестации
Собеседование,
входная
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Выставка работ,
собеседование /
итоговая
диагностика

48

Содержание модуля №2«Волшебная шерсть»(48ч).
1.Тема: Вводное занятие (2ч).
Теория: Знакомство с обучающимися, ознакомление с программой модуля и правилами поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности
при работе с инструментами и приспособлениями для валяния. Знакомство с
выразительными особенностями, видами непряденой шерсти и декоративных
волокон. Приёмы работы при выкладывании картин и валянии шерсти. Основы
цветоведения и композиции. Входная диагностика.
2.Тема: Мастерская Деда Мороза (14ч). Теория: Знакомство с историей
празднования Нового года и Рождества.
Практика: Изготовление новогодних игрушек, сувениров и открыток.
Совмещение техник.
3.Тема: Рисование шерстью (16ч). Теория: Исторический обзор. Создание эскиза. Подбор подходящей основы, шерсти и декоративных элементов.
Последовательность выполнения работы. Основные приемы выкладывания
шерсти.
Практика: Изготовление простой и усложненной живописной картины
из шерсти по предварительному эскизу. Оформление картины в рамку под стекло.
4.Тема: Мокрое валяние шерсти (14ч). Теория: Исторический обзор.
Подготовка рабочего места. Приёмы выкладывания шерсти и принадлежности
для мокрого валяния. Последовательность выполнения работы. Понятие «префельт», «войлок», «фелтинг».
Практика: Валяние круглых бусин, шариков, жгутов из шерсти. Валяние
префельта и изделий из него.

5.Тема: Итоговое занятие (2ч).
Практика: Подготовка работ к итоговой выставке. Выставка работ. Итоговая диагностика.
МОДУЛЬ №3 «ВЕСЕЛЫЕ ЛОСКУТКИ»
Реализация этого модуля направлена на формирование интереса к
декоративно-прикладному искусству и народной культуре через знакомство
с основами изготовления народных кукол и аппликации из ткани.
При обучении по данному модулю дети познакомятся с различными
видами тканей, их свойствами, изучат особенности лоскутной техники, а
также технологию выполнения простых ручных швов.
Обучающиеся самостоятельно изготовят небольшие панно,
открытки и игрушки из ткани.
Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода
и составлен так, чтобы каждый обучающийся имел возможность работать
по своему эскизу, свободно выбирать цветовое решение для своей работы,
что будет способствовать самовыражению и развитию творческой
личности и креативного мышления ребёнка.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к
декоративноприкладному творчеству и ручной работе, способствовать
освоению первоначальных знаний и умений в области шитья.
Задачи модуля:
Обучающие
1. научить правилам организации рабочего места;
2. обучить правилам безопасной работы с материалами и
инструментами;
3. изучить выразительные свойства различных видов ткани;
4. научить приемам изготовления народных кукол без шитья;
5. научить создавать аппликации из ткани;
6. научить технике выполнения некоторых ручных швов;
7. научить различным способам пришивания пуговиц и бусин;
8. обучить основам композиции и колористики;
9. научить выполнять работу в правильной последовательности.
Развивающие
1. способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера,
внимания;
2. развивать творческие способности обучающихся;
3. развивать художественный вкус, умение видеть красивые цветовые
сочетания;
4. развивать у детей способность работать руками;
5. содействовать развитию коммуникативных способностей.
Воспитательные

воспитывать интерес к изучаемым видам декоративноприкладного творчества;

 воспитывать чувство уважения к народным традициям;
 воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование
материалов;
 воспитывать усидчивость, трудолюбие, волевые качества;
 воспитывать навыки культурного общения со сверстниками и с
взрослыми.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
 основы цветоведения, композиции, материаловедения;
 бесшитьевой способ создания кукол из ткани;
 виды народных кукол;
 названия некоторых ручных швов;
 различные способы работы с лоскутками;
 технологию выполнения аппликации и коллажа из ткани.
Обучающийся должен уметь:
 рисовать эскиз работы;
 выполнять работу по плану;
 изготавливать несколько простых народных кукол;
 выполнять основные ручные швы;
 правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны.
Обучающийся должен приобрести навык:
 организации своего рабочего места;
 безопасного использования ножниц и игл.
Способы определения результативности
Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей
осуществляется в течение всего учебного периода образовательного
модуля.
Используются следующие виды педагогического контроля:
1. Входная диагностика, служащая для выявления начальных знаний,
умений, навыков и развития учащихся, проводится в начале модуля в виде
собеседования.
2. Текущая диагностика, служащая для закрепления знаний и
умений учащихся по изучаемой теме, проводится в виде педагогического
наблюдения в ходе повседневной работы на занятиях.
3. Итоговая диагностика, которая проводится после завершения
учебного плана модуля, в форме выставки творческих работ учащихся и
собеседования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ №3 «ВЕСЕЛЫЕ ЛОСКУТКИ»

№
п
/

Модуль,
темы

Количество часов
теор
практика
всего
ия

Форма контроля
промежуточной
аттестации

п
1

Вводное
занятие

2

-

2

2

Народные
куклы

2

12

14

3

Вышивка
по картону

2

14

16

4

Аппликаци
я из ткани

2

12

14

5

Итоговое
занятие

-

2

2

Итого

8

40

Собеседование,
входная
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Наблюдение,
текущая
диагностика
Выставка работ,
собеседование /
итоговая
диагностика

48

Содержание модуля №3 «Веселые лоскутки»(48ч).
1.Тема: Вводное занятие (2ч). Теория: Знакомство с обучающимися,
ознакомление с программой модуля и правилами поведения на занятиях.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. Знакомство
с выразительными особенностями тканей, видами нитей и игл для шитья и вышивки. Основы цветоведения и композиции. Входная диагностика.
2.Тема: Народные куклы (16ч). Теория: Исторический обзор. Материалы
для изготовления кукол. Бесшитьевой способ изготовления. Виды кукол (обрядовые, игровые, сувениры). Различные конструкции кукол (узелковые, скрутки,
кувадки).
Практика: Изготовление кукол на основе бумажной скрутки, на деревянной основе, узловым способом, в технике скрутки. Изготовление кукол кувадок.
3.Тема: Вышивка по картону (16ч). Теория: Исторический обзор. Виды
ручных швов. Терминология. Способы закрепления нити при шитье. Технология выполнения швов «вперед иголка», «назад иголка», «строчка», «крестик».
Технология пришивания пуговиц.
Практика: Выполнение образцов. Изготовление закладки и открытки с
вышивкой по картону.
4.Тема: Аппликация из ткани (14ч). Теория: Исторический обзор. Различные способы работы с лоскутками ткани. Технология выполнения текстильной мозаики, аппликации из ткани, коллажа из ткани, фетра и пуговиц с использованием вышивки. Бабочки и цветы из ткани. Эскиз работы. Планирование последовательности выполнения работы.

Практика: Изготовление работ в лоскутной технике, панно по своему эскизу с аппликацией из текстиля с элементами вышивки, с использованием пуговиц и бусин.
5.Итоговое занятие (2ч). Практика: Подготовка работ к итоговой выставке. Выставка работ. Итоговая диагностика.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и
обучающегося;
-принцип системности и последовательности знание в программе даются
в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
Методы работы:
- словесные методы: устное изложение, беседа, рассказ – способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: показ электронных материалов, иллюстраций, демонстрация образцов изделий дополняют словесные методы, способствуют
развитию мышления детей;
- практические методы: выполнение работ по образцу, по технологическим картам и схемам позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умений детей.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Структура занятия:
1. Вводная, вступительная часть (организационный момент, постановка
цели, подготовка рабочего места).
2. Основная часть (изложение нового материала, освоение различных техник, работа по технологическим картам, работа с эскизом, изготовление изделия).
3. Заключительная часть (краткий анализ, подведение итогов занятия,
уборка рабочего места).
Материально-техническое оснащение программы:
Для успешной реализации программы необходимо:
1. Учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам;

столы и стулья для обучающихся и педагога, магнитная доска, шкаф и
стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий и образцов
изделий. Оформление кабинета соответствует профилю и специфике
проводимых в нем занятий.
2. Материалы и инструменты: ткани разных видов, фактур и цветов,
фетр разных цветов, нитки катушечные, пряжа разных цветов, ленты разных
видов, ширины и цветов, синтепон, ножницы, иглы, игольницы, клей ПВА,
клей-карандаш, кисточки для клея, картон, ватман, карандаши, фломастеры,
пластилин, линейки, шерсть, бусины, пайетки, пуговицы, клеёнки, проволока.
3. Дидактическое обеспечение курса:
-образцы и готовые изделия, лекало изделий, шаблоны, выкройки,
журналы, книги, схемы, инструкционно-технологические карты по темам
занятий,
-памятка «Правила безопасности труда», фотографии, альбомы.

СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Список литературы для педагога:
1. Анна Зайцева: Швы и стежки. Большая энциклопедия вышивки.
Издательство Эксмо 2018 г.
2. Ивановская Т. Волшебная изонить. Английская техника
вышивания для детей и взрослых.– М.: Рипол Классик, 2017. — 256 с.:
ил. ISBN 978-5- 386-11185-4 [Текст]
3. Анна Зайцева: Русская вышивка. Большая энциклопедия. .
Издательство Эксмо 2020 г.
4. Батизат О.Валяние/ Шерстяные мечты. Кийиз,2015
5. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная
программа и конспекты занятий. – Волгоград: Учитель ,2010
6. Зайцева Анна. Бискорню: Французское очарование.
Современный курс практической вышивки. Издательство Эксмо 2018 г.
7. Путятина Е. Б. Шьем мягкие игрушки /– Ростов н / Д: Феникс,
2007. – 140с. : ил. – (Рукодельница). Тираж 3000 экз. ISBN 978-5-22211264-9 [Текст]
8. Гусакова М. А. Аппликация.– М.: Просвещение, 3-е изд., доп. и
перераб. — 128 с.: ил. – Учебное пособие для педагогических училищ.
Тираж 517000экз. [Текст]
9. Соколова О. Этот удивительный фетр! – Ростов н./Д:
Феникс,2018.
10.Ольбрих А. Декоративные фигурки из шерсти. Проекты в технике
фелтинг. – М.: Контэнт, 2014.
11.Смирнова Елена. Оригинальный войлок. Техника мокрого
валяния. – СПб.: Питер, 2013.
12. Журналы: «Делаем сами», «Лена рукоделие», «Лукошко идей».
13. А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова «Педагогическая психология»
Учебное пособие, 2013г.
14. О.А. Фиофанова «Психология взросления и воспитательные
практики нового поколения» Учебное пособие, Москва 2012 г.
15. Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми.
Н.Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010.
Список литературы для учащихся
1. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные
куклы. Волгоград: Учитель, 2009-140с.: ил.
2. Зайцева А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – М. 2010 г.
3. Мастерим лоскутный мир. Мастер – класс. Н.Новгород 2013: ООО
«Педагогические технологии Н.Н.», 2013.
4. Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2012г.
Стильные фантазии «В технике лоскутного шитья».
5. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во
Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.

6. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М.
2003 г.
7. Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2011г.
Мастерим своими руками
Интернет ресурсы:
1. Смирнова Е. В. «Электронный учебник по технологии». 2020.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusalka-7.ucoz.ru/.
2. http://woman02.ru/izdeliya-iz-bumagi/pejp-art-master-klass
3. https://www.livemaster.ru/masterclasses/dekorirovanie/podelki-iznitok
4. сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

Приложение №1
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Рукодельный островок»
№ Даты
п/п занятий
1
15.09.22

20.09.22
22.09.22
27.09.22
29.09.22
4.10.22
6.10.22
11.10.22
13.10.22
18.10.22
20.10.22
25.10.22
27.10.22
1.11.22
3.11.22
8.11.22
10.11.22
15.11.22

17.11.22
22.11.22
24.11.22

Наименование темы Количество
часов
Вводное занятие.
2
Правила техники
безопасности,
10
знакомство
Плетение из ниток:
Игрушки обмотки
Помпоны
Шнур из «китайского
узла»
12
Шапочка-брелок
Кукла оберег из пряжи
Ниткография:
Панно из ниток
«Любимые герои
сказок», с
исползованием клея.
Оформление панно
12
Ручное ткачество:
Изготовление
простого
приспособления из
картона для ручного
ткачества.
Изготовление коврика
с бахромой.
Натягивание нитей
основы.
Изготовление
круговой салфетки.
Изонить:
10
Заполнение угла
Заполнение круга
Открытка «Сердечко»

Примечание

29.11.22
1.12.22
6.12.22
2
8.12.22
13.12.22
15.12.22
20.12.22
29.12.22
10.01.23
12.01.32
17.01.23

Открытка «Цветок»
Закладка для книг
Панно «Корзинка»
Выставка
Мастерская Деда
Мороза
Игрушки, сувениры,
открытки, гирлянды
совмещение техник.

2
16

Рисование шерстью: 16
19.01.23
24.01.23
26.01.23
7.02.23
9.02.23
14.02.23
16.02.23
21.02.23

23.02.23
28.02.23
2.03.23
7.03.23
9.03.23
14.03.23
16.03.23
21.03.23

Эскиз картины
Выбор и подготовка
материала
Картина из шерсти
Оформление

Мокрое валяние
шерсти:
Валяние бусин,
жгутов, шариков.
Собираем в бусы,
браслеты, заколки,
брелоки, подвески,
кулоны.

16

3

23.03.23
28.03.23
30.03.23
4.04.23
6.04.23
11.04.23
13.04.23
18.04.23
20.04.23
25.04.23
27.04.23
2.05.23
4.05.23
9.05.23
11.05.23
16.05.23
18.05.23
23.05.23
25.05.23
30.05.23
1.06.23
6.06.23
8.06.23
13.06.23

Итого:

Народные куклы.
Изготовление кукол:
«Неразлучницы»,
«Крупеничка»,
«Пеленашка»,
«Берегиня»идр.

16

Вышивка по
16
картону:
Шов назад иголка
Шов обметочный
Эскиз сюжета.
Открытки и картины к
праздникам.

Аппликация из
14
ткани:
Техника пришивания
пуговицы
Техника пришивания
бусин
Эскиз панно
Выполнение
Оформление панно
Подготовка к выставке
Выставка работ
Итоговая
2
диагностика
144 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».