АРТВИНЧИ

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная

записка

Дополнительная общеобразовательная программа "АртВинчи" - дополнительная
общеразвивающая программа (далее - Программа) разработана с учетом
требований следующих нормативных документов.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25
октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об
образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013
г.

№1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Направленность программы.
Программа

имеет

художественно-эстетическую

направленность.

Продолжительность реализации программы — 1 год.
У

обучающихся

развиваются

художественно-творческие

способности

в

неразрывном единстве с педагогом духовно-нравственных качеств путем
целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного
процесса. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение,
снимает отрицательные эмоции.
Актуальность
Программы «АртВинчи» по обучению детей нетрадиционным техникам
рисования обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы
с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах

к

преподаванию

эстетических

искусств,

способных

решать

современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса,

трудовой

и

усидчивость,

творческой
чувство

активности,

взаимопомощи,

воспитывает
дает

целеустремленность,

возможность

творческой

самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных
способов

рисования,

их

особенностями,

многообразием

материалов,

используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои
рисунки. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей
к творчеству. Таким образом, развивается творческая личность, способная
применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизна
Новизна

программы

в

том,

что

нетрадиционные

техники

рисования

демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление
художественного образа у детей происходит на основе практического интереса в
развивающей деятельности. .
Учитывая

возрастные

особенности обучающихся,

овладение

разными

умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования
рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети могут освоить такие методы и техники как: монотипия, кляксография,
печатание фруктами и овощами; смешивание красок; отпечаток листьев;
рисование тампонами, пальцами; выдувание; рисование ладошками; восковые
мелки+ акварель; рисование по шаблону; пуантилизм+ соль; Эбру; рисование
способом тычка; граттаж; рисование по сырому.
Занятия по программе «АртВинчи» направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей и на развитие у обучающихся
художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционными
техниками рисования.
Отличительная особенность программы - заключается в совместном
творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать
определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать
самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело
управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению
нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных

оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов.
Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов,
деятельности и оценивать их.
Для достижения цели программы активно используются нетрадиционные
техники:
- тычок жесткой кистью;
- тычок мятой бумагой;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Учет возрастных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на детей 5-10 лет. В учебные группы принимаются все
желающие без специального отбора
При зачислении в детское объединение родители (законные представители)
обучающихся представляют медицинское заключение (справку) о состоянии
здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объединении. Для
успешной реализации программы целесообразно объединение в группы
численностью от 10 до 12 человек.
Возрастные особенности детей от 5 до 8 лет:
-Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности;
- Развивается восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;

- Систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
- Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов;
- Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.
Возрастные особенности детей от 8 до 10 лет:
- Развивавается восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков;
- Продолжает развиваться внимание детей, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает
30 минут;
- Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма.
По мнению ученых, возраст 5-10 лет относится к критическим периодам в
жизни

ребенка.

Эмоциональное

перенапряжение,

обусловленное

формированием высшей нервной деятельности, быстрой истощаемостью
нервных процессов, связано с ростом частоты пограничных состояний и
невротических

реакций.

Педагоги

часто

сталкиваются

с

повышенной

раздражительностью, психомоторной возбудимостью, быстрой утомляемостью,
невнимательностью при выполнении заданий, плаксивостью. У многих детей
наблюдается ускорение роста, с чем могут быть связаны боли в мышцах,
изменения в сердечной мышце, которая не успевает за бурным ростом ребенка.
Поэтому дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
нуждаются в заботе, участии взрослых. Задача укрепления здоровья детей этого
возраста является необходимым условием их всестороннего развития. Формы и
методы проведения занятий по программе «АртВинчи» направлены на снятие
психологического, эмоционального и мышечного напряжения, что способствует
сохранению

здоровья

Практическая значимость программы

детей.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит
нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями
разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.
Это

огромная

возможность

для

детей

думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой
программе:
 Развивает уверенность в своих силах.
 Способствует снятию детских страхов.
 Учит детей свободно выражать свой замысел.
 Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
 Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и
бросовыми материалами.
 Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности,
воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают
эстетическое удовольствие.
Воспитывает

уверенность

в

своих

творческих

возможностях,

через

использование различных техник.
На каждом занятии по программе «АртВинчи»
игровой

форме

выполняет

упражнение,

педагог вместе с детьми в

направленное

на

коррекцию

двигательной сферы, координацию, ориентацию в пространстве. Поэтому
занятие состоит из трех частей: игровое физическое упражнение по теме,
изобразительная деятельность и упражнение на расслабление.

1.2. Цель и задачи

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
обучающихся.
Задачи:
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до
конца;
- Воспитывать культуру поведения
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческую активность
- Развивать художественный вкус
Обучающие:
- Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- знать и использовать в работе основы цветоведения;
- рисовать предмет с натуры и по представлению;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж,
портрет, натюрморт).

2. Содержательный раздел программы
2.1.Формы обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности учащихся: групповая,
подгрупповая, индивидуальная.
Формы занятий: учебное занятие, занятие-игра, диагностическое занятие,
выставка, экскурсия, праздник.

Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
- 1-й год обучения 144 часа 72 занятий в год.
Занятия проводятся два раза в неделю, длительность занятия – 30 минут (с
динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3
мин).

2.2. Учебно – тематический план
№

Название разделов и тем

Количество часов

п/п

контроля
Всего Тео

1.

рия
1.Вводное занятие.
Вводное занятие. Материалы, 2
2

Практи
ка
-

инструменты.
2.1.

Форма

Наблюдение.
2.Монотипия.
Бабочки, 16
2

Монотипия.
которых

я

видел

14

летом,

на

Практическая
работа.

обведение ладони и кулака.
Открытки

Беседа.

Наблюдение.

праздники.

Букеты.
3.1.

3.Кляксография. Печатание фруктами. Набрызг.
Кляксография и её освоение 16
2
14
Практическая
(выдувание).

3.2.

3.3.

Красивый

работа.

осенний букет. Осень в лесу.
Освоение технике печатание 16

2

14

Наблюдение.
Практическая

фруктами.

работа.

Отпечаток листьев, набрызг.

Наблюдение.
Практическая

Осенние листья.

14

2

12

работа.
Наблюдение.

4.1.

4. Рисование свечкой и ватными палочками
Рисование
ватными 16
2
14
Практическая
палочками, пальцами. Ветка

работа.

рябины.

Наблюдение.

4.2.

Освоение технике рисования 16

2

14

Практическая

свечкой (восковыми мелками)

работа.

и

Наблюдение.

акварелью.

«Невидимый

зверек»
4.3.

Пуантилизм + соль. Портрет 16

2

14

мамы.

Практическая
работа.
Наблюдение.

5.1.

5.2.

5.3

5. Техника Эбру
Знакомство с техникой Эбру, 16
2

4

Практическая

инструментами. Экперимент.

работа.

Техника Эбру (вид Баттал).

Наблюдение.

Снежинка. Елочка.
Рисование способом тычка.

14

2

12

Практическая

Снегири на ветках. Восковые

работа.

мелки+ акварель

Наблюдение.

Таинственный космос.
Итоговое
занятие 2

-

2

26

118

Выставка

Подведение итогов работы за
год. Выставка
Всего

144

3.Содержание обучения
№

1

Тема
занятия
Бабочки,
которых

Нетрадицио
нные
техники

Содержание

Оборудование

Сентябрь
Монотипия, Познакомить с техникой Силуэты
я обведение

видел летом. ладони
кулака.

монотипии,
и умения

закрепить симметричных,
использовать ассиметричных

технику монотипия «старая предметов,

листы

форма новое содержание» бумаги,

гуашь,

(ладошка

с

сомкнутыми

пальцами-большое крыло,
кулак-

маленькое). кисть,

Познакомить

детей

симметрией,

на

простой

с карандаш,

примере принадлежности для

бабочки.

Развивать рисования.

пространственное
мышление.
Знакомить
Красивый
2

осенний
букет.

детей

с

Кляксограф кляксографией и показать Краски,
ия

и

освоение

трубочки,

её её возможности. Научить лист бумаги А4 или
дорисовывать

детали картона,

кисточки,

(выдувание) цветов, для придания им салфетки.
законченности.
Заготовка картонная
Познакомить

3

детей

Освоение

новым

технике

изобразительной

Натюрморт печатание

Упражнять

(оттиск)

Обобщить

виде

корзинки,

видом блюдце с краской,
технике- фрукты разрезанные

печатание

фруктами

св

фруктами. пополам.
в

Кисть,

печатании. гуашь
знания

фруктах и ягодах.

для

о прорисовывания
семян и оформления
фона.

1

Осенние

Отпечаток

Октябрь
Познакомить с техникой Тонированные

листья

листьев,

печатания

набрызг.

Закреплять

листьев. листья,

гуашь,

умения поролоновые

работать с техникой печати тампоны, трафареты,
по

трафарету.

цветовосприятие.

Развивать щетки,
Учить принадлежности для

смешивать краски прямо на рисования.

листьях или тампонах при
печати.
Учить
натуру,
Ветка
2

рябины

(с

натуры)

анализировать
выделять

её

Рисование

признаки,

особенности. Ветка рябины, лист

ватными

Закрепить умение рисовать А4,

дисками,

пальцами,

пальцами.

примакивания

гуашь,

кисти,

прием принадлежности для
(для рисования.

листьев). Развивать чувство
композиции.
Учить изображать деревья
способом
3

Загадочный
лес

Техника

выдувания,

тонировать

бумагу

выдувания, приёмом

монотипия.

монотипия. Развивать

чувство

композиции. Воспитывать

1

«Унылая

Рисование

Пейзажи,
набор
трубочки

гуашь,
кисточек,
для

выдувания,
принадлежности для

рисования.
эстетическое воспитание.
Ноябрь
Учить
детей
умению Лист бумаги, краски,

пора! Очей ладошкой,

отражать

в

рисунке кисть.

очарованье. пальцами.

признаки

»

соответствующие

осени

поэтическим

строкам.

Использовать

различные

способы

рисования

деревьев (пятно, залитое
контуром,

подробная

деталировка,

дерево,

изображенная

кулачками,

ладошкой).
Развивать

эмоционально-

эстетические

чувства,

воображение.

Закреплять

умение отличать пейзажи
от

картин

другого

направления.
Познакомить

детей

с

техникой рисования свечей
(восковыми
Освоение
технике
2

«Невидимы рисования
й зверек»

свечкой
(восковыми
мелками)

мелками).

Продолжать учить рисовать
по

шаблону.

Закреплять

умение

использовать Лист бумаги, свеча

различные

материалы, или восковые мелки,

представление

о краски, кисть.

композиции,

сочетании

цветов.

Развивать

воображение,

творчество,

самостоятельность
3

«Портрет

в

выборе сюжета.
Пуантилизм Развивать
координацию Ватные

моей мамы» +
соль

движения,

мелкую разноцветная

моторику

рук. краски, кисть.

Совершенствовать умение
детей

рисовать

ватными

палочками.

Учить

детей

изображать

лицо

своей

мамы. Развивать у детей
воображение,

палочки,

мелкую

моторику рук. Воспитывать
чувство гордости за свою
маму.
Выставка детских работ ко

соль,

дню матери.
Декабрь
Развивать

творческую

активность детей, мелкую
моторику,

умение

пользоваться

акриловые

Знакомство вспомогательными
1

Эксперемен
тируем

с

техникой средствами,

Эбру,
ми.

а

также

поддерживать потребность

инструмента в

самоутворждении.

Развивать

детскую

индивидуальность.

Учить

детей работать различными
материалами,

Бумага белого цвета,
краски,

непроливайки,
шпажки,

влажные

салфетки, емкость по
размеру

листа

бумаги,

раствор

воды, пипетки.

осваивать

технику работы с ними.
Познакомить с одним из
видов

Эбру-Баттал,

разбрызгивание красок при
помощи

веерной

Развивать
Техника
2

«Снежинка» Эбру
(вид Баттал)

кисти.
желание

экспериментировать

в

рисовании, используя два
цвета

красок

(белый,

синий).

Продолжать

учиться

шпажкой(шилом)

по поверхности воды.
Вызвать
отклик
3

«Ёлочка»

положительный
на

Бумага белого цвета,
акриловые

краски

(белая

синяя),

и

непроливайки,
шпажки,

влажные

салфетки, емкость по
размеру

листа

бумаги,

раствор

воды, пипетки

результаты

Техника

своего творчества
Продолжать знакомить с Бумага белого цвета,

Эбру

одним

из

видов

Эбру- акриловые

краски

Баттал,

разбрызгивание

красок

при

помощи

веерной кисти. Развивать
желание

(белая

эксперементировать

и

зеленая),

в непроливайки,

рисовании, используя два шпажки,
(вид Баттал) цвета

красок

зеленый).

(белый, салфетки, емкость по

Продолжать размеру

листа

работать шпажкой (шилом) бумаги,

раствор

по

поверхности

Вызвать
отклик

на

печатать

1

Снегопад.

трафарету,
набрызг.

воды. воды, пипетки

положительный
результаты

своего творчества
Январь
Закреплять

Печатать по

по

умение

трафарету,

дополнять

рисунок

выразительными деталями
(рисовать

снегопад

приемом

набрызг).

Воспитывать эстетическое
2

влажные

Тонированные листы
бумаги,
кисти,

гуашь,
трафареты,

жесткие

кисти,

иллюстрации.

Снегири на Рисование

восприятие.
Совершенствовать технику Тонированный лист

ветках

способом

рисования тычком жесткой бумаги, гуашь, кисть

тычка

полусухой кистью. Учить щетинистая,
рисовать

снегирей. беличья,

Закрепить

знания

о палочки.

зимующих птицах нашей
родины.
любовь
отношение

Воспитывать
и

заботливое
к

птицам,

кисть
ватные

представление о том, что
все

в

природе

взаимосвязано,

чувство

ответственности

за

окружающий мир.
Организовать
панораму

выставку«Посмотри,

посмотри, что за птицы
снегири»
Февраль
Закрепить знания детей о
пейзаже

как

жанре

изобразительного
искусства.
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой
изображения

пейзажа-

монотипией, показать ее
изобразительные
1

Пейзаж
озера

у

особенности,
Монотипия понятие

о

закрепить Лист бумаги, краски
симметрии. разных

цветов,

Подвести детей к тому, что кисть, иллюстрации
пейзаж можно рисовать не
только

с

натуры,

придумать
Развивать

его

самому.

умения

создавать

а

детей

композицию,

самостоятельно подбирать
цветовую

гамму

соответствии
придуманным сюжетом.

в
с

Учить изображать снег, лед

2

Пингвины

и

на

используя гуашь различных

льдинах

полярную

ночь,

(первое

цветов, смешивая прямо на Листы формата А3,

занятие-

бумаге. Закрепить понятие гуашь,

снег, лед и

о

полярная

Упражнять в аккуратном

ночь.).

закрашивании

холодных

кисть,

цветах. иллюстрации
всей

поверхности листа.
Совершенствовать умение
в

3

смешивании

белой

и

Пингвины

черной красок прямо на

на льдинах.

листе

(второе

рисовать семью пингвинов,

занятие-

передавая

пингвины)

величине птиц. Развивать

бумаги.

умение

Учить

разницу
отображать

в

Подготовленные
ранее

пейзажи,

гуашь,

кисти,

иллюстрации.

в

рисунке несложный сюжет.
Март
Продолжать учить детей Листы
рисовать
1

Цветы
мамы.

в

для Кляксограф кляксография.
ия

рисунок

технике гуашь,

кисти,

Дополнять восковые

мелки,

выразительными иллюстрации

деталями.
2

бумаги,

с

Развивать изображением

Кто живет в Цветной

воображение, творчество. букетов в вазах.
Закреплять
умение Листы
бумаги,

стеклянном граттаж,

рисовать

доме?

техниками

обведение

различными картон,

восковые

(граттаж, мелки,

акварель,

ладони (всей восковые мелки+ акварель, кисти,

заостренные

кисти

рук), кляксография с трубочкой); палочки,

восковые

воспитывать

трубочки,

эстетическое иллюстрации,

мелки
акварель,

+
отношение;

кляксографи чувство
я

развивать

композиции

и эскизы.

с фантазию.

трубочкой.
Продолжать
детей

знакомить

с

нетрадиционной

техникой

рисования

«кляксография».

Учить

совмещать две техники в
одном

изображении

(кляксография
3

«Весеннее
дерево»

и

Кляксограф пуантилизм).
ия,

умение

Закреплять
пользоваться

пуантилизм. знакомыми
техники,

видами
для

создания

изображения,

развивать

цветовосприятие

Лист
А4,акварельные
краски,

кисть,

коктейльная
трубочка,

влажные

салфетки.

чувство

композиции, умение делать
выводы.
дыхательную

1

Развивать
систему,

Таинственн Восковые

воображение и мышление.
Апрель
Закреплять
умение Листы

ый космос. мелки+

выполнять

акварель

восковыми
тонировать

рисунок кисти,

бумаги,
акварель,

мелками, восковые

мелки,

лист иллюстрации

акварельными

красками. теме «Космос»

Расширять

кругозор,

знания детей о космосе.
Развивать

творчество,

по

воображение.
Учить создавать

образ

звездного неба, используя
смешение красок, набрызг.
Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данной технике и Ватман,
2

«Космическ
ие дали»

технике коллаж. Развивать кисти
Набрызг

умение

краски,
с

жесткой

самостоятельно щетиной.

располагать

Фото

с

изображение изображением

на листе бумаги. Развивать космоса.
чувство

прекрасного,

желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать
эмоциональное отношение
к образу.
Лист формата А4,
Закрепить знание детей о карандаши
симметричных
3

Чудесный
букет

несимметричных
Монотипия предметах,

и различных оттенков
зеленого

цвета,

навыки простой

карандаш,

рисования гуашью. Учить предметы

с

изображать букет в технике различной фактурой
монотипия.

теснения, ножницы,
клей.

1

«Праздничн восковые

Май
Уточнить и пополнить Лист

ый салют»

мелки+

знания детей о праздниках восковые

акварель.

(1,9 мая), учить рисовать краски.
праздничный
соблюдать

бумаги,

салют, Иллюстрации
правила праздников

мелки,
с

композиции

и

цветовой посвященных 1 и 9

колорит.
мая. .
Закреплять умение детей
Самостоятел
ьная работа,
2.

Вот и лето техника
пришло

рисования
по

выбору

ребенка

рисовать

интерес

к

самостоятельной

Лист,

художественной
деятельности. Воспитывать
эстетические

чувства,

усидчивость, аккуратность

краски,

карандаши,

кисти,

восковые

мелки,

салфетки.

в работе, желание доводить
начатое дело до конца.

4. Планируемые результаты:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого
уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Обучающиеся будут знать
специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах
искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и
инструментами изобразительного искусства.
К концу обучения по программе обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и
другие формы);
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные
особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила
их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Способы определения результативности.
Диагностическое обследование – занятия, упражнения на начало и конец
обучения, по которым проводится анализ детских работ.
Навыки и умения на начало учебного года:
технические навыки рисования;
оригинальность решения;
цветовая гамма;
умение изображать предметы по памяти;
умение соотносить размеры предметов на плоскости;
умение передачи сюжетных изображений;
средства выразительности;
активное участие в беседах по искусству.
Навыки и умения на конец учебного года:
тщательность выполнения задуманного изображения;
умение передать предметы, их объём, цвет, положение в пространстве,
зависимость цвета и формы от удалённости, воздушная перспектива;
умение передавать явления природы;
умение применять нетрадиционные техники самостоятельно;
умение использовать средства выразительности рисунка;
умение видеть красоту цветовых соотношений;
самостоятельное интегрирование видов деятельности и техник изображения;
развитие памяти, воображения, фантазии;
выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету −
самооценка;

воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях;
создание индивидуального художественного образа.
Формы аттестации контроля:
диагностическое обследование;
анализ детских работ;
отчётные выставки детских работ по разделам;
участие в выставках детских работ разного уровня;
упражнения,

викторины,

дидактические

игры

(промыслы,

виды

нетрадиционных техник «Чем нарисовано?»);
открытое занятие для родителей;
тестирование родителей с целью определения удовлетворённости.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и
инициативу выбора новой темы, выставка работ по разделам, награждение
грамотами.
Принципы, методы и приёмы
Принципы:
- системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
- последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с
нарастающим объемом информации;
- принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности
для воспитания и развития творческих способностей детей;
- принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др;
- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы,
методов и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приёмы:
1.Наглядные:

наблюдение,

рассматривание

педагогических

эскизов,

иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения
для отработки необходимых навыков.

2.Словестные: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение.

4. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “АртВинчи” включает
в

себя

дидактические

принципы,

методы,

техническое

оснащение,

организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации
учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип
наглядности, так как психофизическое развитие обучаемых, на который
рассчитана

данная

программа,

характеризуется

конкретно-образным

мышлением. Следовательно, обучаемых способны полностью усвоить материал
при осуществлении практической деятельности с применением предметной
(образцы изделий, практические упражнения,), изобразительной (учебнонаглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.
Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной
деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении. При строгом соблюдении логики обучаемых постепенно овладевают
знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог
составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его
изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и
посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой,
прочности овладения знаниями и умениями.
Кадровое обеспечение программы
Квалификация педагогических работников участвующих в реализации данной
программы,
стандарту

должна
«Педагог

соответствовать

действующему

дополнительного

образования

профессиональному
детей

и

взрослых»

утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н, квалификация
учебно-вспомогательных

работников

-

установленным

в

Едином

квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».

Педагоги

реализующие

данную

программу,

обязаны

систематически повышать свой профессиональный уровень (п.1.7, ст.48
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря
2012 года No 273-ФЗ).
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, загадки, сюрпризные моменты, стихи,
отрывки сказок)
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
использование алгоритма последовательности, наглядных образцов, выставка
поделок аналогичных техник)
- Практические (выполнение работ детьми, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями,
умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для
детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать
санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В
процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила
техники безопасности труда.
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
- Продуктивный (частично -поисковый и исследовательский): упражнения с
использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые
методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных
вопросов

и

учатся

самостоятельно

ставить

задачи

- Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ,
беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение;
наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Для

успешной

обеспечение:

реализации

программы

необходимо

материальное

Бумага белая, цветная, гофрированная, раскраски, эскизы, бумага для акварели,
карандаши, краски, гуашь, картон белый, цветной, гофрированный, кисти
разные, клеёнки, тарелочки, тряпочки для обмакивания клея, просушивания
краски, баночки для клея, трубочки для коктейля, пипетки, цветные салфетки,
ватные палочки, восковые мелки, свечи, листья, яблоки и другое.
Оценочные материалы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика умений и
способностей

детей.

диагностическое

Оценить

динамику

достижений

детей

позволяет

обследование, в основе которого легла педагогическая

диагностика Т.С.Комаровой. Оценка проводится по следующим критериям:
- Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по
сырому слою;
- Владение способами нестандартного раскрашивания;
-

Умения

самостоятельно

экспериментировать

с

изобразительными

материалами;
- Композиционные умения;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- Использование навыков в самостоятельной деятельности;
- Умение декоративно оформлять готовую работу;
- Интерес к изобразительной деятельности.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с
детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание
уделяется положительной динамике. Рисунки, выполненные детьми, служат
отчётным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в
конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети
забираю работы домой.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы,
участие в конкурсах детского рисунка различного уровня, создание картотеки
по нетрадиционным техникам рисования.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий,
времени прохождения материала.

5. Комплекс организационно-педагогических условий
Кабинет

-

помещение,

предназначенное

для

специальных

занятий

с

необходимым для этого оборудованием.
Функциональное использование кабинета.
 Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
 Индивидуальное консультирование;
 Проведение кружков
 Проведение мастер классов с родителями и детьми;
 Педагогическое просвещение родителей воспитанников в вопросах
детскоготворчества и его значимости.
Базовое оснащение изостудии.
 Столы для детей: 4 шт.
 Стул для детей: 13 шт.
 Полки для изоматериалов: 3 шт.
 Стенка для пособий: 1 шт.
 Подставка для цветов: 1 шт.
 Мольберт:1шт.
 Магнитофон: 1шт.
 Изобразительный материал
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного
природного и бытового материала.
Принципы организации:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный момент
времени.

- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип природосообразности: постановка задач художественно - творческого
развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных
способностей.
- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Игровая форма подачи материала;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.

6. Заключение.
Использование

нетрадиционной

техники

рисования

стимулирует

художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей,

умений

и

навыков

детей.

Художественно-творческая

деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от
печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих
способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно
проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно
дошкольники пользуются

всеми нетрадиционными техниками, развивая

фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же
решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия,
воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии
способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера,
координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе
бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с
ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные
игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем
знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях.
Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для
полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,
увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А
главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь
всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к
творчеству.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:

Бумага разного формата, цвета, фактуры.
Акварельные краски
Акварельные карандаши.
Акриловые краски.
Витражные краски.
Гуашь.
Пластилин.
Тушь разноцветная.
Пастель, сангина, уголь.
Восковые мелки.
Парафин, восковые свечи, мыло.
Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жёсткие).
Цветные карандаши.
Масляные карандаши.
Простые карандаши.
Фломастеры, маркеры.
Трубочки для коктейля.
Ванночки с поролоном.
Ватные палочки.
Зубочистки.
Баночки для воды.
Ножницы обычные и «зигзаг».
Клей карандаш, ПВА, клей с блёстками.
Ластик.
Соль, мука, крупы.
Салфетки.
Фен.
ТСО:
Музыкальный центр.
Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы»,
«Инструментальная музыка».

Видеоматериал: «Природа края», «Наш город», презентации «Виды народного
декоративно-прикладного искусства», «Виды изобразительного искусства», по
темам: «Космос», «Небо», «Деревья», «Облака», «Закат солнца», «Птицы»,
«Животные», «Море».
Ноутбук.
Экран.
CD-Плеер.
Телевизор.

7. Список литературы
Для педагогов
1.А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" - Ярославль: Академия развития, 2007 г.
2.Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
3. М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.
4. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М.: Мозаика-Синтез, 2004 г.
5.Список рекомендуемой литературы для педагога
6.Алексеев С.С. О цвете и красках.- М., 1973.
7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа. - М.:
Просвещение, 1984.
8. Дейнека А.А. Учитесь рисовать.- М., 1961.
9. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей.- М., 1976.
10. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать.- М., 1966. Александрова
Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
11. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Для обучающихся
1. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983. 2. Я учусь
рисовать. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с.: ил. – (серия
«Готовимся к школе»). 3. Я учусь рисовать акварельными красками. – М.:
«Белфаксиздатгрупп»: Издательский дом «ЮНИОН», 2006. -40с.: ил. – (Серия
«Шаг за шагом»).
Электронные образовательные и информационные ресурсы
1. Ярмарка мастеров. - http://www.livemaster.ru/
2. Федеральный портал "Российское образование" -http://www.edu.ru/
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" - http://window.edu.ru/
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-http://schoolcollection.edu.ru/
5. Образовательный портал "Внешкольник" -http://vneshkolnik.ru/

Приложение 1

Календарно-тематический план
на 2022 - 2023 учебный год
объединения «АртВинчи», руководитель Глазунова Т.В.
первый год обучения
(72 занятий по 2 часа - 144 часа)
№

Дата

Время

Форма

Место

проведения

занятия

проведения

Тема

(понедельник,

19.09.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Форма

во

контроля

часо

среда)

1.

Кол-

в

Вводное занятие.
Беседа,
МБУДО
Вводное занятие.
практич.
"ДДТ"
Материалы,
работа
каб.3
инструменты. для
рисования.

2.

21.09.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практич.
работа

3.

26.09.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практич.
работа

4.

28.09.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

5.

3.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

6.

5.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

7.

10.10.22
12.00-12.45

Беседа,
практиче

Монотипия
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,
каб.3
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,
каб.3
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,
каб.3
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,
каб.3
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,
каб.3
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
МБУДО
Монотипия. Бабочки,
"ДДТ"
которых я видел летом,

2

Опрос

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде

2

2

2

2

2

12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

ская
работа

каб.3

8.

12.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

9.

17.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
Монотипия. Бабочки,
которых я видел летом,
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.
Монотипия. Бабочки,
которых я видел летом,
обведение ладони и
кулака. Открытки на
праздники. Букеты.

ние,
корректи
ровка
2

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

3.Кляксография. Печатание фруктами. Набрызг.
1.

19.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

2.

24.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

3.

26.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

4.

31.10.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

5.

2.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

Беседа,

МБУДО

Кляксография и её

2

6.

7.

7.11.22

9.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55
12.00-12.45

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,

12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

практиче
ская
работа

"ДДТ"
каб.3

освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

8.

14.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Кляксография и её
освоение (выдувание).
Красивый осенний букет.
Осень в лесу

2

9.

16.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

10.

21.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

11.

23.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

12.

28.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

13.

30.11.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

14.

5.12.22.

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

15.

7.12.22

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение технике
печатание фруктами

2

16.

12.12.22

12.00-12.45
12.55-13.40

Беседа,
практиче

МБУДО
"ДДТ"

Освоение технике
печатание фруктами

2

наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

14.12.22

19.12.22

21.12.22

26.12.22

28.12.22

9.01.23

11.01.23

перемена
12.45-12.55

ская
работа

каб.3

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практич.
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Отпечаток

листьев,

2

листьев,

2

листьев,

2

листьев,

2

листьев,

2

листьев,

2

листьев,

2

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

набрызг.
Осенние листья

ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

4. Рисование свечкой и ватными палочками
1.

16.01.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

2.

18.01.23

12.00-12.45
12.55-13.40

Беседа,
практиче

МБУДО
"ДДТ"

Рисование ватными
палочками, пальцами.

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде

перемена
12.45-12.55

ская
работа

каб.3

Ветка рябины.

3.

23.01.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

4.

25.01.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

5.

30.01.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

6.

1.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

7.

6.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

8.

8.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Рисование ватными
палочками, пальцами.
Ветка рябины.

2

9.

13.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

2

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый

ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

зверек»
10.

15.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

11.

20.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

12.

22.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

12.

27.02.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

13.

1.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

14.

6.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

15.

8.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Освоение

технике

рисования

свечкой

(восковыми мелками) и
акварелью. «Невидимый
зверек»

16.

13.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

17.

15.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

18.

20.03.23

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55
12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

2
Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

19.

22.03.23

20.

27.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

21.

29.03.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

22.

3.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

23.

5.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Пуантилизм + соль.
Портрет мамы.

2

5. Техника Эбру
1.

10.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка

2.

12.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

3.

17.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

4.

19.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

5.

24.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

6.

26.04.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

7.

1.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

8.

3.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

9.

8.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

10.

10.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Знакомство с техникой
Эбру, инструментами.
Экперимент. Техника
Эбру (вид Баттал).
Снежинка. Елочка.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный
космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи

11.

15.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

12.

17.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

13.

22.05.23

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55
12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

14.

24.05.23

15.

29.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

16.

31.05.23

12.00-12.45
12.55-13.40
перемена
12.45-12.55

Беседа,
практиче
ская
работа.
Выставк
а

МБУДО
"ДДТ"
каб.3

космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный
космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный
космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный
космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель Таинственный
космос.
Рисование способом
тычка. Снегири на ветках.
Восковые мелки+
акварель. Таинственный
космос.

2

2

2

2

2

Всего

144
ч.

ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка
Опрос,
наблюде
ние,
корректи
ровка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».