Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обоснование необходимости разработки. Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественнотворческого потенциала личности. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. В связи с быстрым объемом знаний, увеличением дисциплин гуманитарного познавательной и естественнонаучного преобразующей количества часов цикла и предметно-практической снижением деятельности обучающихся, возникает потребность в создании образовательных программ дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». На современном этапе развития образования и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся. Образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Таким образом, знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания. Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации. Образовательная программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». 3. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. «Об Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей». 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного осуществляющими обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Программа дополнительных является модифицированной, общеобразовательных программ «Бисерный дизайн» и составлена на основе «Волшебный бисер», «Чудеса своими руками», автор — педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦРТДиЮ г. Славянска –на Кубани Сигида Татьяна Леонидовна. Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере. Программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы. Актуальность программы Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся. Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. помогает Систематическое обучающимся осознать освоение искусство художественного как духовную наследия летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как: - трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся; - оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой; - эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей; - общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей; - внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе; - хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта. Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной темы поэтапно от простого к сложному. В группы принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке из крупного бисера (бусин). Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами. Психологические особенности младших школьников (6-10 лет) Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения. Адресат программы – обучающиеся возраста 6-10 лет. Срок освоения программы – 1 год. Объем программы – 144 часа. Режим занятий : 1 год — 2 раза в неделю по 2 часа. Форма организации образовательного процесса – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Виды занятий по программе: изучение теории; применение навыков на практике; Уровень освоения программы – стартовый уровень. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью данной самореализации программы личности ребенка, является создание раскрытия посредством создания уникальных изделий из бисера. Задачи программы Образовательные: - овладеть основами бисероплетения; условий творческого для потенциала - овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера; - расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения; - обучиться различным техникам бисероплетения; - сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения. Развивающие: - развивать моторные навыки; - сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание; - повышать общий интеллектуальный уровень; - способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности; - способствовать расширению кругозора; - содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе. Воспитательные: - привить интерес к культуре, истокам народного творчества; - обеспечить доведение начатого дела до конца; - способствовать взаимопомощи при выполнении работы; - воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность; - формировать общую культуру обучающихся; - содействовать организации содержательного досуга; - формирование навыков здорового образа жизни; - воспитание духовно-нравственных, ценностей обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план гражданско-патриотических № п/п Название раздела, тема Количество часов Всего 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. Тема 1.1.Вводное занятие 4 Тема 1.2. Все о бисере и 4 бусинах. Тема 1.3 Основы 9 композиции и цветоведения. Теория Раздел 1 4 4 5 Раздел 2 3 Формы аттестации Практика 4 Педагогическое наблюдение 10 Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Тема 2.1. Низание петельками 13 2.2. Тема 2.2. Параллельное низание 24 4 20 2.3 Тема 2.3. пайеток из 10 2 8 2.4 Тема 2.4. Низание дугами 26 2 24 Плетение 3 3.1 Цепочки и ленты 10 3.2 Объемные изделия. Жгуты 10 2 8 3.3 Круговое низание петельная техника или 14 4 10 3.4 Ажурное плетение 16 4 12 2 2 38 106 3.5 Оформление выставок, 4 внеклассные мероприятия Итого часов 144 Раздел 3 2 8 Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, выставка Выставка работ 1. 1Вводное занятие. Теория: Беседа по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые будут задействованы во время занятий. Знакомство с темами занятий, с правилами поведения не только в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. 1. 2. Все о бисере и бусинах. Теория: Родословная бусинки, виды бисера, его качество, цвет, а также восстановление и окрашивание бисера. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». 1.3. Основы композиции и цветоведения. Теория: Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Понятия: «ритмический ряд», «орнамент». Практика: Зарисовка цветового круга. Раздел 2 2.1. Низание петельками. Теория: Методы низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий Практика: Низание петелькой цветов, веточек и деревьев. 2.2 Параллельное низание. Теория: Методы параллельного низания. Очертания и размеры изделия. Практика: Плетение цветочных лепестков и листьев. Сборка в единую композицию. 2.3 Плетение из пайеток. Теория: Что такое «пайетки». Их формы, размеры и цвета. Практика: Изготовление простейших цветочных композиций. 2.4 Низание дугами. Теория: Метод низания дугами цветов и насекомых. Практика: Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Раздел 3 3.1 Цепочки и лент . Теория: Метод плетения цепочек и лент. Способы их соединения между собой. Практика: Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 3.2 Объемные изделия. Жгуты. Теория: Метод плетения полых шнуров плотного или ажурного плетения. Практика: Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. 3.3 Круговое низание или петельная техника. Теория: Метод полуобъемного плетения. Практика: Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. 3.4 Ажурное плетение. Теория: Метод ажурного плетения сеток. Практика: Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. 3.5 Оформление итоговой выставки. Заключительное занятие. Теория: Подведение итогов учебного года, поощрение отличившихся обучающихся. Практика: Оформление и проведение итоговой выставки. наиболее ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Предметные результаты: По окончании обучения учащиеся будут знать: - основные свойства материалов для бисерного рукоделия; - правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами; - о композиции как целостности и образном строе произведения; - о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения; - о цветовом круге; - особенности техники ажурного плетения; - что такое «декоративно-прикладное искусство» - знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас; - методы низания на проволоку и леску, уметь выбирать для определенного изделия способ низания; - комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и самостоятельно применять их. будут уметь: - правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения; - определять номер бусины; - обрабатывать нить воском; - отличать теплые и холодные цвета; - находить цветовой контраст; - пользоваться основными законами композиции; - закреплять аккуратно нити и замочки в изделии; - читать схемы украшений; - отличать по схемам технику исполнения; - выполнять бисерные работы в разных техниках; - выполнить бисерную бахрому; - правильно организовать свое рабочее место; - самостоятельно подбирать, окрашивать, обесцвечивать и восстанавливать бисер и бусины; - доводить начатую работу до конца; 2. Личностные результаты: - развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности; - развитие аналитических способностей, образного и пространственного мышления; памяти, воображения, внимания; - развитие положительных эмоций и волевых качеств; развитие моторики рук, глазомера; развивать смекалку, изобретательность; - любознательность в области народного, декоративно- прикладного искусства, - развитие сенсорной чувствительности (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);. Метапредметные результаты: - сформирована потребность в самостоятельности, ответственности, активности и саморазвитии; - владеют навыками работы с различной информацией; - умеют работать в коллективе; - умеют управлять своей деятельностью: обсуждать, обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать; - расширен культурный кругозор учащихся. II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Дата, время п прове / дения п з а н я т и я Тема занятия Кол во час о в Форм а занят ия Ме сто пове дени я Форма контроля 1. 1Вводное занятие 1 2 Беседа по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые будут задействованы во время занятий. Знакомство с темами занятий, с правилами поведения не только в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. Показ готовых самоделок, выполненных обучающимися МБУДО «ДДТ» 2 Теория Класс 2 Теория Класс Закреплени е: вопрос – ответ, собеседован ие Тема1. 2. Все о бисере и бусинах 3 Родословная бусинки, виды бисера, его качество, цвет, а также восстановление и окрашивание бисера. 2 Теория Класс Опрос 4 Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». 2 Теория Класс Опрос Тема 1.3. Основы композиции и цветоведения 5 Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. 1 Теория класс 6 7 8 Зарисовка цветового круга. 1 Практика Класс Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. 1 Теория Зарисовка цветового круга. 1 Практика Класс Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Зарисовка цветового круга. 1 Теория 1 Практика Класс Цветовой контраст. Понятия: «ритмический ряд», «орнамент». Зарисовка цветового круга 1 Теория 1 Практика Класс Педагогическо е наблюдение класс Педагогическо е наблюдение класс Педагогическо е наблюдение класс Педагогическо е наблюдение Тема 2.1. Низание петельками 9 10 Методы низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий Низание петелькой цветов, веточек и деревьев. Методы низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий 1 Теория класс 1 Практика Класс 1 Теория класс Низание петелькой цветов, 1 Практика веточек и деревьев. Низание петелькой цветов, 2 Практика веточек и деревьев. Низание петелькой цветов, 2 Практика веточек и деревьев. Низание петелькой цветов, 2 Практика веточек и деревьев. Низание петелькой цветов, 2 Практика веточек и деревьев. Низание петелькой цветов, 2 Практика веточек и деревьев. Тема 2.2 Параллельное низание. Класс 16 Методы параллельного низания. 1 Теория класс 1 Практика Класс 17 Плетение цветочных лепестков и листьев. Очертания и размеры изделия. 1 Теория Плетение цветочных лепестков и листьев. 1 Практика Класс 11 12 13 14 15 Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Класс Класс Класс Класс Класс Выставка Педагогическо е наблюдение класс Педагогическо е наблюдение 18 Методы параллельного низания. 1 Теория Плетение цветочных лепестков и листьев. Очертания и размеры изделия. Плетение цветочных лепестков и листьев. Плетение цветочных лепестков и листьев. 1 Практика Класс 1 1 Теория класс Практика Класс 2 Практика Класс 2 Практика Класс 22 Плетение цветочных лепестков и листьев. Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 23 Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 24 Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 25 Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 26 Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 27 Сборка в единую композицию. 2 Практика Класс 19 20 21 класс Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Выставка работ Тема 2.2. Плетение из пайеток 28 29 30 31 32 33 34 Что такое «пайетки». Их 1 Теория формы, размеры и цвета. Изготовление простейших 1 Практика цветочных композиций. Что такое «пайетки». Их формы, 1 Теория размеры и цвета. Изготовление простейших 1 Практика цветочных композиций. Изготовление простейших 2 Практика цветочных композиций. Изготовление простейших 2 Практика цветочных композиций. Изготовление простейших 2 Практика цветочных композиций. Тема 2.3. Низание дугами. класс Усный опрос Класс Педагогическо е наблюдение класс Класс Класс Класс Класс Метод низания дугами цветов и насекомых. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Метод низания дугами цветов и насекомых. 1 Теория 1 Практика Класс 1 Теория Изготовление простейших 1 Практика Класс Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Выставка работ класс Педагогическо е наблюдение класс Педагогическо 35 36 37 38 39 40 41 41 43 44 одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 45 46 дальнейшем в единое целое изделие. Изготовление простейших 2 Практика Класс одноцветных элементов цветов и насекомых и составляемых их в дальнейшем в единое целое изделие. Тема 3.1 Цепочки и ленты Выставка работ Метод плетения цепочек и лент. Способы их соединения между собой. 1 Теория Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 1 Практика Класс Метод плетения цепочек и лент. Способы их соединения между собой. 1 Теория Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 1 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 48 Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 49 Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 50 Изготовление украшений в виде цепочек и лент плотным или ажурным плетением. 2 Практика Класс Выставка работ 47 Класс Педагогическо е наблюдение Класс Тема 3.2 Объемные изделия. Жгуты 51 52 53 Метод плетения полых шнуров плотного или ажурного плетения. Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. 1 Теория 1 Практика Класс Метод плетения полых шнуров плотного или ажурного плетения. Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. 1 Теория 1 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. Класс Усный опрос Педагогическо е наблюдение Класс 54 Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 55 Изготовление украшений в виде полых шнуров плотного или ажурного плетения. 2 Практика Класс Выставка работ Тема 3.3 Круговое низание или петельная техника. 56 Метод полуобъемного плетения. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. 1 Теория 1 Практика Класс Метод полуобъемного плетения. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. Метод полуобъемного плетения. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. 1 Теория 1 Практика Класс 1 1 Теория Практика Класс 61 Метод полуобъемного плетения. 1 Теория 62 Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. Изготовления воротников, гривен, колье, и других изделий. 1 Практика Класс 2 Практика Класс 2 Практика Класс 2 Практика Класс 57 58 59 60 63 64 65 Класс Усный опрос Педагогическо е наблюдение Класс Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Класс Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Выставка работ Тема 3.4 Ажурное плетение 66 1 Теория 1 Практика Класс 67 Метод ажурного плетения сеток. Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. Метод ажурного плетения сеток. 1 Теория 1 Практика Класс 68 Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. Метод ажурного плетения сеток. 1 Теория 1 Практика Класс 69 Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. Метод ажурного плетения сеток. 1 Теория Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. 1 Практика Класс Педагогическо е наблюдение Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. 2 Практика Класс Педагогическо е наблюдение 70 Класс Педагогическо е наблюдение Класс Педагогическо е наблюдение Класс Педагогическо е наблюдение Класс 71 72 73 Оплетание шкатулок и всевозможных сосудов. Практика Класс Педагогическо е наблюдение Оплетание шкатулок и 2 Практика Класс Педагогическо всевозможных сосудов. е наблюдение Оплетание шкатулок и 2 Практика Класс Выставка всевозможных сосудов. работ ТЕМА 3.5. Оформление итоговой выставки. Заключительное занятие. 74 75 2 Аттестация обучающихся. Оформление и проведение итоговой выставки. 2 2 Контрольные вопросы Итоговая выставка В ходе реализации учебного модуля педагог может корректировать (вносить изменения, дополнения) в разделы календарного учебного графика каждой учебной группы для вариативного темпа изучения программного материала, выбора учебных заданий и разных видов педагогической деятельности на занятиях, определения характера и степени дозировки со стороны педагога. III УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оснащение кабинета необходимым методическим материалом: - Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных; - Технологические карты демонстрационные, раздаточные; - Коллекция образцов; - Библиотека литературы по бисероплетению; - Бланки для проведения мониторинга. - Застеклённая витрина для демонстрации выполненных работ. Материально-техническое обеспечение Для работы по программе необходимо: - помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.; - качественное электроосвещение; - столы и стулья не менее 10 шт.; - шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; - инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер, бусы, стеклярус, ножницы, пайетки, проволока, цветные нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений); - канцелярские принадлежности. Кадровое обеспечение: Работу по данной программе организует педагог дополнительного образования, прошедший профессиональную переподготовку. VI ФОРМА АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ При оценке знаний, умений и навыков педагог должен обращать основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощрять творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. Обращать внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося. При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание. Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями. Промежуточный контроль. - Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.(Приложение 1). - Фронтальная и индивидуальная беседа. - Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности. - Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике. - Игровые формы контроля. - Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов. Сроки контроля Сентябрь Вид контроля Начальный На заключит е-льном этапе каждого занятия Текущий После изучения темы Текущий Объект контроля Формы контроля Знания, умения, навыки, логическое мышление Результат труда каждого ребѐнка: - умение использовать полученные знания - активность - усидчивость - трудолюбие - аккуратность Образное мышление и фантазия. Устный опрос Преодоление меры трудности изучаемого материала. Применение знаний на практике. Творческие способности: - эстетическое восприятие - воображение - фантазия Самостоятельная практическая работа. Общение с детьми, наблюдение. Коллективное обсуждение. Оценка педагога, анализ их работы; Проведение викторин, конкурсов по проверке практических знаний, умений, навыков. Просмотр работ. Анализ качества, индивидуальных отличий. Опрос во время занятий, наблюдение, общение с детьми. Январь Промежут очный Тенденция развития Оценка педагога. творческих способностей детей. Тестирование. Результат по итогам полугодия. Май Итоговый этап Формирование умений, навыков: знаний, - теоретической подготовки - практической подготовки Выставка Творческий отчѐт. Оценка педагога. Результат участия выставках в - учебно-интеллектуальные умения - учебно - коммуникативные умения - учебно-организационные умения и навыки - творческие навыки V ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показателями результативности служат сформированные компетенции, которыми должны обладать учащиеся. Результативность деятельности по программе, также определяется результатами участия в конкурсах, выставках. Дети, городских, обучающиеся районных, по программе, региональных, становятся краевых, победителями всероссийских, международных выставок, конкурсов. Таблица учѐта участия обучающихся по программе «Бусинка» в конкурсах и выставках Дата Фамилия, Название Название работы Результат имя ребѐнка конкурса, (художественный выставки материал) VI МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основные педагогические приёмы, принципы и технологии, используемые в образовательном процессе. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: - воспитывающего характера труда; - научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности); - связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени); - систематичности и последовательности; - доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей); - комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой); - сознательности и активности (заинтересованность детей); - наглядности (мышление опирается на восприятие); - прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов). Педагогические приемы: - Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); - Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); - Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); - Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования; - Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление деятельности, педагога, степень сложности задания и т.п. На занятиях используются следующие педагогические технологии: Информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить образовательные возможности занятия, обогатить его аудио и видеосюжетами, кроме того они помогают проводить диагностику и фиксировать ее результаты. Актуально применение дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном телекоммуникационных сетей с при применением опосредованном информационно(на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (в период режима «повышенной готовности»). Технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учёт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе. Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Технология развивающего обучения, которая способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника. Технология мастерских, при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных знаний обучающихся и способствует эффективному развитию практических умений в работе с материалом. Центральное индивидуальной и место на самостоятельной занятиях работе, отводится а также практической взаимопомощи воспитанников с разным уровнем обучения. Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы). Здоровьесберегающие оптимальной укрепление технологии, здоровьесберегающей физического, воспитанников. В предусматривающие среды, психического основе данных обеспечивающей и охрану нравственного технологий лежит создание и здоровья организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарногигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учётом их возрастной динамики). Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь. Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, телевизионные средства обучения. Формы организации и формы проведения занятия. Основной формой работы в детском объединении является учебнопрактическая деятельность (75% - практические занятия, 25% - теоретические). Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы организации детей на занятии: Фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий; индивидуализированная – где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся; индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм; коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми. По дидактическим целям и задачам обучения формы проведения занятия бывают следующими: Занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала – знакомство с теоретической частью, беседа; занятие освоения практических знаний и умений – практическая работа, задание, упражнение, мастерская; занятие контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков – викторина, конкурс, смотр, выставка; занятия решения воспитательных задач – беседа, диспут, игра, экскурсия, посещение выставок, творческая встреча; занятие-повторение – определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным. Методы организации образовательного процесса. В объединении используются следующие методы организации образовательного процесса: 1. По признаку получения знаний: - словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение, рассказ); - наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий, картин, работа по образцу); - практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление поделок). 2. По способам организации деятельности: - информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний (книг, журналов, компьютера); - репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа по образцу); - проблемного изложения материала; - исследовательские (творческие работы, реферативные работы, эксперименты). 3. По управлению учебно-познавательной деятельностью: - методы формирования познавательных интересов; - методы формирования патриотических чувств. 4. Методы формирования устойчивой мотивации: - создания ситуации успеха; - познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.; - учебные дискуссии, беседы. Условия, способствующие формированию позитивных мотивов обучающихся: 1. Осознание ближайших и конечных целей. 2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний. 3. Наличие любознательности. 4. Положительный психологический климат в группе. 5. Профессиональная направленность в деятельности. Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации. 1. Мотивационный этап: - создание учебно-проблемной ситуации; - формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; - рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля. 2. Операционно-познавательный этап: - усвоение темы, овладение знаниями и умениями в связи с ее содержанием; - положительные эмоции, достижение конкретного результата. 3. Рефлексивно-оценочный этап: - анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей; - подведение итогов, подкрепление мотивации. Структура учебного занятия. 1) Инструктаж: - вводный – проводится перед началом практической работы; - текущий – проводится во время практической работы; - заключительный. 2) Практическая работа (75 % урочного времени). 3) Физкультминутки у детей младшего школьного возраста, динамические паузы у детей среднего. 4) Подведение итогов, анализ и оценка работ. Оно предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка. 5) Приведение в порядок рабочего места. VII СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога: 1. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993, - 126 2. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., с. 1992. Божко Л. Бисер. – М., 2000., -356 с. 3. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.- 345 с. 4. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.-226 5. Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из с. бисера. – М., 2002.- 316 с. 6. Деревья из бисера. Мастер – класс на дому. Гулидова О.В. – М. АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2012.- 205 с. 7. Важные правила сочетания цветов / сост. С. Бояринова – М.: Астрель: АСТ, 2010 г.- 46 с. 8. Белякова О.В. Плетение из бисера: креативные техники. Москва. АСТ. 2010 г., - 256 с. 9. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.- 126 с. 10. Кузьмина Е.В., Четина Е.В. Бисер в интерьере. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.- 145 с. 11. Бисероплетение. Новые идеи и техники. / сост. А.Г. Красичкова. – М.: РИПОЛ классик, 2008 г.- 216 с. 12. Волчек Н.М. Фенечки из цветных ниток и бисера. М, 1998. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. Айрис-Пресс М, 2004. Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы и схемы. Минск. 2004.- 313 с. 13. Лындина Ю. Фигурки из проволоки. «Культура и традиции» М. 2004. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра. Как создать объем. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005. - 236 с. 14. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. «Культура и традиции» М, 2004.- 145 с. 15. Лындина Ю.С. Бисер. Техника «Кирпичный стежок». «Культура и традиции» М, 2007.- 198с. 16. Красичкова А.Г. Бисероплетение. Новые идеи и техники. – М. : РИПОЛ классик, 2008.- 234 с. 17. Энциклопедия бисера. Фигурки из бисера, бисероплетение. – Минск: Харвест, 2009.- 167 с. 18. Ингрид Морас Животные из бисера Идеи для вашего творчества Изд. Арт - Родник 2004.- 256 с. 19. Адамчик М.В. Веселые и забавные фигурки из бисера своими руками. - Минск.: Харвест 2010. - 234 с. 20. Гулидова О.В. Деревья из бисера. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА 2010. Шнуровозова Т.В. 100 Самых красивых фигурок из бисера. - М.: Рипол Классик 2009. - 345 с. Список литературы для учащихся и родителей: 1. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. Москва.: Мой Мир, 2007 г. - 234 с. 2. Нестерова Д.В. Бисер. Модные украшения. Москва.: Астрель, 2011 г. Смирнова Л. Бисер и стеклярус. Украшения и фигурки своими руками. Минск.: Харвест, 2011 г. - 234 с. 3. Игра в бисер. Рукоделие. / Е.Н. Сахниенко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.- 215 с. 4. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., ООО «Издательский Дом «Кристалл»»; 2000 г. - 213 с. 5. Красичкова А.П. Энциклопедия бисероплетения. Липецк. 2010.- 195 с. Осадченко В. А. Бисероплетение. Мастер класс. Волгоград. 2012.-216 с. 6. Шнуровозов Т.В. Бисероплетение для новичков.М.: Просвещение.Владос. 2008.,- 365 с. Электронные образовательные ресурсы 1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 2. Петельная техника плетения бисером http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ 3. Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera 4. Инструменты и материалы для бисероплетения http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 5. Бисерная цепочка «пупырышки» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 6. Цепочка «зигзаг» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 7. Цепочка «змейка». http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 8. Цепочка с цветами из шести лепестков http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 9. Низание бисера «в крестик» http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html 10. История бисера http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp:// www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html 11. Развитие бисерного производства и рукоделия в России. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html 12. Использование бисера в народном костюме http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html 13. Материалы и инструменты для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html 14. Подготовка рабочего места для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html 15. Полезные советы при работе с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тесты и контрольные задания по программе «Бисероплетение» для промежуточной аттестации учащихся 1. Инструкция: К каждому определению подберите правильное название материала, и напишите в строчку. _______________ это стеклянные длинные трубочки с продольной дырочкой посередине. _______________ это стеклянные шарики с дырочкой посередине. _______________ это стеклянные короткие трубочки с продольной дырочкой посередине. Слова для справок: бисер, стеклярус, рубка. 2. Инструкция: Из перечисленных цветов подчеркните цвета, относящиеся к тёплой гамме. Синий, красный, оранжевый, голубой, желтый. 3. Инструкция: Какие материалы и инструменты не применяются в бисероплетении? Вычеркните их. Молоток, ножницы, проволока, бисер, гвозди, иголки, нитки, мяч. 4. Инструкция: Впишите в таблицу, напротив каждой темы, подходящие к ней приёма низания, перечисленные ниже. Название темы Приёмы низания Низание в одну нить. Низание в две нити. Слова для справок: «пупырышки», «петельки», цепочка в «колечки», цепочка в «крестики», цветочки из шести лепестков. 5. Инструкция: Выберите правильные ответы, поставив напротив знак «+». Иголки нужно хранить: - на столе, - в подушечке, - в чехольчике, - в кармане. 6. Инструкция: Как называется нитка с нанизанным на неё бисером. Отметьте знаком «+» правильные ответы. - ветка - вилка - низка - снизка - киска Инструкция: Подпишите под рисунком, где прямое направление проволоки, а где обратное. А) Б) 7. Инструкция: Нарисуйте лепестки в форме «капелька», и в форме «колечко», подпишите направление нити, где применяется прямое, а где обратное. 8. Инструкция: Выберите из перечисленных инструментов и материалов те, которые нужны для вышивки, поставьте напротив знак «+»: пяльцы, нитки, иголка, бисер, проволока, ножницы, пайетки, клей. 9. Инструкция: Как называется рисунок, по которому мы плетём изделие? Вставьте в клеточки пропущенные буквы. 10. Критерии оценивания 1 балл за правильный, полный ответ. 0,5 балла за неточный или неполный ответ. 0 баллов за неправильный ответ. Правильные ответы на тест и контрольные задания 1 года обучения 1. Задание. Стеклярус, бисер, рубка. 2. Задание. Красный, оранжевый, жёлтый. 3. Задание. Молоток, гвозди, мяч не применяются в бисероплетении. 4. Задание. Низание в одну нить: «пупырышки», «петельки», цветочки из шести лепестков. Низание в две нити: цепочка в «колечки», цепочка в «крестики». 5. Задание. В чехольчике, в подушечке. 6. Задание. Низка, снизка. 7. Задание. а) Прямое, б) Обратное. 8. Задание. Обратное Прямое 9. Задание. Пяльцы, нитки, иголка, бисер, ножницы, пайетки. 10. Задание. Схема.